Восстановим справедливость

Понедельник, 26.03.2012 12:13

Юрий Арустамян, любитель


Свою статью от 01.03.2012 г. Я. Зусманович поместил под заголовком "О мертвых - правду", забывая еще одно изречение древних - "о мертвых или хорошо, или ничего". По сути, это безосновательная попытка опровергнуть, или хотя бы принизить оценку личности девятого чемпиона мира Т.В. Петросяна, данную уважаемым гроссмейстером Юрием Львовичем Авербахом в интервью с журналистом Валерием Асрияном.

Надеюсь, правоту своих слов подтвердят сами Юрий Львович и Валерий Александрович, а я попытаюсь показать, что большинство высказываний Я.Зусмановича - это очернительство памяти великого шахматиста, далекое от правды.

Сам я ровесник Т. Петросяна, знаю многое о его жизни и вообще о шахматной жизни той поры (когда-то я был членом совета всесоюзной шахматной федерации при президентстве В.И.Севастьянова) и считаю своим долгом отвести некоторые нападки историка.

Петросяны якобы по-хамски выгнали "молчуна" И.Е.Болеславского как мальчишку. И.Е.Болеславский несомненно был уважаемым и очень сильным гроссмейстером и тренером. Но разве возможно прогнать тренера, а не наоборот. Просто расторгают с ним договор. А хамство же это то, как оценивает Я.Зусманович этот разрыв. Видимо, для расставания были веские причины, и тренер, вероятно, был не таким уж "молчуном", ведь не бывает дыма без огня, а то звучит как у детей (мама, я ему ничего не сделал, а он побил меня).

Пытаясь обелить скандальное поведение В.Корчного в претендентском матче 1974 г. в Одессе, упоминаемое как "война ног", автор полностью переворачивает факты, сваливая всё с больной головы на здоровую. Напоминаю, что с целью воздействия на психику и нервируя соперника, В.Корчной затеял такую же "войну ног" и в следующем, 1975 году в Риге во время Спартакиады. Есть живые свидетели.

Не подобает историку перекраивать историю, попутно придавая еще и характер межнациональной интриги. Во время того матча якобы болельщики, земляки Т.Петросяна шумели, грубили и пр., нервируя В.Корчного, у которого в Одессе, видимо, не было ни болельщиков, ни земляков, ни "дерибасовских" мальчиков, смеющих вмешаться и утихомитрить тех, или хотя бы поступить подобным же образом. Будто в Одессе, где евреев тысячекратно больше, они, бедняжки, так были забиты, так притеснены, что не смели рыпаться. Кто может поверить такой байке?

Не знал автор, или забыл, что в СССР, хотя и все считались равноправными, фактическое правовое положение армян было не лучше, чем у евреев, а вероятно, гораздо хуже. Кроме того, автор размышляет о том, что будто бы Корчной вел себя корректно по отношению к армянам из уважения к своей жене армянке, которую вскоре покинул. При этом пропускает мимо тот факт, что у Петросяна наоборот, жена была еврейкой, которой он остался верен до конца. Где логика?

Специально подчеркиваю для Я.Зусмановича, что наш народ весьма уважительно относится к евреям и никоим образом мы не можем оскорблять их. Подчеркиваю также, что мы хорошо знаем, что большинство чемпионов мира дали именно они, а к  В.Л.Корчному относимся как к великому шахматисту, хотя и знаем, какой у него характер.

Придуманный Я.Зусмановичем довод, что Т.Петросян был слабее, был болен (безнадежно) и поэтому за доской нервировал соперника, дабы любой ценой победить в матче и не упустить последний шанс на пути к чемпионству, жидковат и просто смешон. Ведь Петросян, в отличие от соперника, дважды уже завоевывал чемпионство. К тому же, буквально в следующем году этот "слабый" стал чемпионом СССР, явно сильнейшей шахматной страны мира, а два последующих года снова завоевывал медали этого первенства.

Другая "находка" Я.Зусмановича, что на турнире претендентов в Кюрасао Е.Геллер и Т.Петросян уговаривали П.Бенко с их помощью победить П.Кереса (кстати, моего кумира), почерпнута из источника, не внушающего никакого доверия, видимо издавна припасенная для удобного случая и с не очень добрым намерением. Неужели надо было уговаривать амбициозного П.Бенко побеждать соперника (справка для Я.З. - в том микроматче П.Бенко - П.Керес ничьих не было)? Известно, что сбежавший на дальний запад П.Бенко ненавидел СССР и весь его блок, и в целях саморекламы вполне мог позволить себе нелицеприятные высказывания о советских шахматистах.

Надо же было автору, и иже с ним, додуматься, что из-за травли, начатой Т.Петросяном, очень многие евреи, а также неевреи вынужденно покинули СССР. Не знал, что все они искали любую возможность сбежать из СССР. Кощунственно полагать, что Т.Петросян стал мстить В.Корчному "за письменным столом", так как не смог победить за шахматным, забывая при этом, что он уже дважды становился чемпионом, и не у него были сильнейший стимул и неутолимая жажда к этому. Прекрасно знает автор, что в то время ни травля В.Корчного, ни травля других не могли быть делом рук отдельных лиц. Ведь он сам же признается, что "все мы пригибались", имея ввиду под КГБ. Так кто же мог устоять? Ну, может быть, такой смельчак как Спасский, и мало кого еще можно добавить.

Забывает автор, или вовсе не знал по-молодости, что именно Т.Петросяна травили все, вся ваша пишущая братия - кто из зависти к его успехам, кто за его стиль игры, за стиль, который оправдал себя и привел к чемпионству...

Человек, живущий по классическим правилам справедливости, пытаясь как то сгладить свою вину за очернительство, пишет под конец, что не хотел чернить великого шахматиста, порядочного человека. Тогда вопрос, зачем же с немедицинскими рассуждениями затрагивает неизлечимость болезни Т.Петросяна, зачем дает коробящую оценку диссертации о логике шахмат, зачем упоминает его бедное происхождение и т.п. Только ли затем, чтобы показать, что "и на солнце бывают пятна", и об этом надо известить всех? На эти темы ни Ю.Авербах, ни В.Асриян в своем интервью не провоцировали Я.Зусмановича.

Призывая к справедливости и порядочности, неплохо бы и самому следовать этому правилу.

У автора есть более тридцати книг о Т.Петросяне, и мне очень жаль, что он будет прикасаться к ним.


  


Смотрите также...