Квазары, Рыцари и Шахматный ковчег

Время публикации: 09.01.2012 22:50 | Последнее обновление: 10.01.2012 21:19

«Гений всегда живет в народе,
как искра в кремне».

Анатолий Виноградов

Есть в жизни вещи, события, которые словно подстерегают в переулках. Ты не думаешь о них, не ожидаешь, даже сознательно убегаешь порой, а они все равно настигают.

Так случилось и со мной в новогодне-рождественскую неделю. Настроившись, как и большинство людей, на праздничный елочно-мандариновый лад, наш небольшой семейный отряд отправился погостить в Минск. Ничто не предвещало новых шахматных эмоций, считанные новогодние супертурниры проходили вдалеке… Но, как говорится, «непредвиденное поражает сильнее».

Пролистывая афишу культурных мероприятий и раздумывая, какое из них выбрать, добралась до раздела «выставки». А там… «Мир шахмат» Григория Пашкова. Уже прочитав название, почувствовала, как по спине пробежал волнительный холодок. Мало того, что шахматных выставок в мире проходит считанное количество, так еще и фамилия скульптора, кажущаяся «своей» после Мемориала Таля, добавила красок. Решение было принято молниеносно: идем. Первым нашему взору в Музее современного искусства предстал «Корабль».

Несмотря на то, что стоял он чуть в отдалении, и, чтобы добраться до него, нужно было пройти мимо еще нескольких экспонатов, сложно было не отправиться прямиком к шахматному ковчегу.

Такой яркий, роскошный, цельный – прямо дух захватывает! В этот комплект, посвященный русско-турецкой войне, заложена интересная идея: по ходу партии, с тем, как сбитые фигуры уходят с поля, разрушаются корабли. Потеряла одна из сторон пешку-пушку – и в судне образуется пробоина. Нужно поскорее завершить бой, разрушить корабль противника, чтобы сохранить на плаву свой собственный.

Фигуры, высотой до 25 сантиметров, поражают своей вычурностью, разнообразием цветов, обилием мелких деталей. Сложно поверить, но каждая из них – абсолютно цельная, созданная из фарфора, драгоценных металлов и разноцветных глазурей. Прежде чем предстать перед нами в вышеизображенном виде, каждая фигурка проходит порядка десяти стадий обработки: вылепливается из пластилина, разбивается на детали, детали выполняются в керамике, соединяются, затем, уже цельной, фигурка проходит семь стадий обжига, и только потом скульптор приступает к нанесению рисунка. Итого на изготовление каждой фигуры уходит почти месяц, на комплект – несколько лет.

Григорий Пашков:
«Корабль - это, наверное, самая яркая моя работа именно в визуальном плане. Тут я решил осветить события русско-турецкой войны второй половины 18 века, где основные военные действия происходили на море.  Кстати, именно корабль пользуется наибольшей популярностью у зрителей. Конечно, тут я горд тем, что смог в шахматах реализовать морскую тематику. Все-таки в классическом представлении шахматная битва - это что-то более наземное. А меня захватила идея сделать ряд пешек в виде составной кормы корабля, как воплощение идеи разрушения судна в процессе битвы. В результате бурного сражения корабли несут серьезные потери, и в конце партии представляют собой жалкое зрелище. Зато посмотрите, как ярко смотрятся турецкие войска вначале! Их мундиры пестрят наградами и золотой росписью – шикарно. Русское войско выглядит, конечно, более скромно в плане роскоши, но их мундиры также великолепны, и мы видим на них множество наград за боевые заслуги. Адмирал Ушаков спокоен и уверен в своих силах, и эта уверенность порождает тайное желание сыграть партию именно за русских. Кстати, тема кораблей меня достаточно сильно захватила, и я сейчас заканчиваю свою еще одну работу в этой тематике, которая будет называться "Цусима". Надеюсь, она понравится зрителям не меньше этой…»

Еще одним ярким впечатлением остался «Севастополь». Это тоже комплект, посвященный военной тематике. Название говорит само за себя – коллекция посвящена одной из самых кровопролитных битв девятнадцатого века (с двух сторон погибло боле 150 тысяч солдат), обороне Севастополя. Здесь кроме феноменального сходства фигур с генералами-действующими лицами сражения, бросается в глаза разнообразие пешек: каждая из них – отдельный образ, законченный фрагмент. В войске противостоящей коалиции одна половина фигур облачена во французские мундиры, вторая – в британские.

«Севастополь - одна из моих последних работ. Я попытался передать в ней дух того времени. Помните у Пушкина? "Там русский дух, тут Русью пахнет!".  На стороне российской армии царит некая мрачность, но при этом и уверенность в своих силах. Никакой обреченности! Тут мы видим главных героев защиты Севастополя. Вот, например, всегда уверенный в себе адмирал Нахимов, а вот бесстрашный матрос Кошка, а вот гений-инженер Тотлебен. Французы же под предводительством генерала Пелисье более праздные и беззаботные, но не менее грозные в своих намерениях, как, впрочем, и их британские союзники. В этой работе внимательный зритель  сможет рассмотреть детали, напоминающие о битвах под Балаклавой и Инкерманом. То есть  я постарался охватить всех главных героев и основные события, происходившие под Севастополем. Добавлю, что много времени и сил потребовалось на то, чтобы сделать абсолютные копии мундиров с обеих сторон со всеми нашивками и орденами. У многих моих знакомых "Севастополь" - самая любимая работа…».

Поддерживает историческую тему еще два комплекта шахмат: самый первый и, как следствие, наиболее дорогой автору  - «Бородино»,

строго-элегантный «Петр I»

и средневековый «Рыцарский турнир».

«Турнир», по признанию автора, самый сложный комплект из всех, которые ему приходилось делать. Каждая пешка-рыцарь имеет свою идею, лицо, доспехи. Поэтому на создание этой коллекции ушло рекордное количество времени – четыре года.

Есть шахматы, посвященные противостоянию мужчин и женщин – «Карнавал».

Есть совершенно космические «Квазары».

Иначе говоря – шахматы на любой вкус.

Невероятно, но Григорий Пашков впервые выставил результаты своего труда за целых двадцать лет. В том числе – перед шахматистами, к мнениям которых он относится с особым трепетом. Их отзывы и оценки он ожидает увидеть на страницах Chess-News.

«Я стараюсь вложить в шахматы не только все свои физические силы и отдать все свое время, но и обязательно вкладываю душу. Порой, во время работы не замечаешь, как от напряжения сводит скулы, мышцы… Работа поглощает тебя полностью. Наверное, только так возможно создать именно то, что задумал изначально…»

«Это моя первая выставка за двадцать лет. К пятидесяти годам начинаешь задумываться, а что же ты все-таки сделал в этой жизни значимого? Я понимал, что мои работы, скорее всего, заслуживают внимания публики, но, к сожалению, о них практически ничего неизвестно. Эта выставка для меня отличный шанс познакомить окружающих со своим творчеством. Жаль, что не получилось выставить все экспонаты, которых у меня двенадцать. Организаторы выставки изначально захотели видеть шахматы, связанные только с военной тематикой. Мне же  хотелось донести до зрителей весь спектр своих идей. Поэтому я выставил восемь комплектов (больше не позволило помещение) и сказал: убирайте те, которые вам не нравятся! Видимо таких экспонатов не нашлось, потому что было принято решение оставить всё...»

«Я не считаю себя чужим в мире шахмат. Хоть и играю в них на любительском уровне, я лично знаком с такими известными личностями, как, например, Исаак Линдер и Юрий Авербах. Было очень познавательно и полезно для работы пообщаться с такими умнейшими и интереснейшими собеседниками, понять, что можно вложить в душу той или иной фигуры. Ведь, например, в том же "Севастополе" было очень важно создать гармонию главных героев и фигур. Ферзи, слоны, кони, ладьи - все эти фигуры имеют свою душу и свой стиль, и исторический персонаж должен соответствовать этому стилю. К сожалению, сейчас я живу и работаю в отрыве от шахматной реальности. Работа занимает много времени и я зачастую узнаю о крупнейших шахматных событиях уже постфактум. Вот прошла олимпиада, а вот кубок мира. Буду очень рад, если с помощью Chess-News я смогу прорвать эту информационную блокаду, и показать свои экспонаты всему шахматному миру. Для начала, хотя бы на страницах сайта…»


  


Смотрите также...

  • Четвертый и пятый туры Мемориала Таля продолжили традицию "ни партии без борьбы!". Шахматный зритель, наконец, подтянулся к месту действа в достаточном количестве (пусть и во многом из-за праздников). Дом Пашкова ожил. Игра с удвоенной энергией стала изобретать свои "вечнозеленые".

  • В Московском Доме фотографии открылась тематическая шахматная выставка. На ней собрали лучшие фотоснимки, сделанные в двадцатом веке, а также шахматные комплекты, подаренные музею шахмат в этот период.

  • Восьмой и предпоследний тур Мемориала Таля началася с уникального для нашего вида спорта события!

  • Дом Пашкова в последний раз в этом году принимает участников Мемориала Таля.


    "На войне - как на войне. Шансы еще есть".

  • — Хотим Петра! И еще хриплый голос: — Хотим царем Ивана… На голос кинулись люди, и он затих, и громче закричали в толпе: «Петра, Петра!»

    Неимоверное количество болельщиков у Петра Свидлера. Последний тур, являвшийся для него лишь формальностью с точки зрения турнирного положения, и завершившийся первым на всей дистанции поражением, ничего не изменил.

  • В третий выходной день поединка на первенство мира в Москве прошло сразу три шахматных мероприятия. Одно из них - матч между сборной блондинок и брюнеток. Годом ранее блондинки были буквально разгромлены, в этот раз - взяли не менее убедительный реванш.

  • Минувшим днем в Доме культуры ВВЦ был сыгран последний, заключительный тур обновленного первенства Москвы среди юношей и девушек в различных возрастных категориях. Обновление (можно еще сказать - эксперимент!) состоит в том, что организаторы, впервые за обозримую историю столичной федерации, собрали под одной крышей всех сильнейших юных шахматистов города.

  • В Третьяковской галерее состоялось заключительное мероприятие в рамках матча на первенство мира - награждение победителя и церемония закрытия.

  • Эльмира Мирзоева стала победительницей очередного блицтурнира, прошедшего в ТТЦ "Останкино". Максим Орлинков, занявший второе место, отстал от победительницы на целых два очка. Лидировавший на старте Александр Спичкин остался в итоге на третьей позиции.

  • Интересно, сколько лет пройдет, прежде чем шахматные турниры начнут проводиться на земной орбите. Или… почему обязательно на земной? Может самая сильная «швейцарка» будет как раз на «Юпитер-опен». А самый престижный «круговик» частично на Венере и частично на Марсе. На смену существующему американскому «Мировому опену» придет «Межгалактический».