Навара - Моисеенко: благородство под вопросом

Время публикации: 05.09.2011 16:38 | Последнее обновление: 05.09.2011 17:33

На видео не удается найти Fair Play

Мы продолжаем пытаться разобраться, что же произошло во второй классической партии третьего этапа Кубка мира Навара - Моисеенко. Напомним, что официальный сайт турнира вчера распространил информацию о том, что оба участника партии поступили как герои. Якобы сначала на 35-м ходу украинец простил сопернику касание одной фигуры, а затем ход другой; а в самом конце чех ответил "любезностью на любезность" и вместо мата предложил ничью. 

Последний фрагмент можно было найти на видео достаточно легко, и мы описали его в одной из новостей.

Оказалось, что частично в видеотрансляцию попал и фрагмент на 35-м ходу. Вы можете найти его на этой странице, включив видео и переместив курсор на отметку примерно 16.00. Как только заканчивается пресс-конференция Юдит Полгар, включается общий план игрового зала и на дальнем плане виднеются Навара с Моисеенко. Очевидно, что в эти минуты соперники находились в цейтноте и делали ходы быстро и довольно резко. Также очевидно, что на 35-м ходу Навара взялся именно за ту фигуру, за которую собирался взяться - за слона. Он сделал ход быстрым и уверенным движением, ничего не поправляя, и даже трудно представить, как он мог задеть короля. По-видимому, сам Навара на это не обратил никакого внимания, потому что последовавшее сразу же замечание Моисеенко стало для него сюрпризом. Украинец указал сопернику на то, что тот коснулся короля. Давид, как только понял, что от него хочет соперник, не стал сам спорить, а подозвал судью. После этого камера переключается на крупный план партии Сутовский - Иванчук. 

Напомним, что пункт 4.3 Правил ФИДЕ гласит: "...Если игрок при своем ходе намеренно (выделено CN) касается на шахматной доске..." - и далее следуют разъяснения, каких фигур касается и что в этом случае игрок должен делать. 

Таким образом, из видео очевидно, что Давид Навара не нарушал Правил - он не мог коснуться короля намеренно. А значит, ответные требования Александра Моисеенко были необоснованными.

Chess-News задает вопрос губернатору Югры Наталье Комаровой и президенту ФИДЕ Кирсану Илюмжинову, которые сделали по этой ситуации специальные заявления: какое это имеет отношение к Fair Play и лозунгу ФИДЕ "Мы - одна семья"?

* * *

Сразу по окончании тай-брейка, в котором Давид Навара одержал уверенную победу, состоялась пресс-конференция с участием обоих шахматистов. Навара сообщил о том, что во второй классической партии на 35-м ходу он собирался пойти слоном, но ненароком дотронулся и до короля. "Не взялся, а дотронулся, - подчеркнул он. - И даже не помню, какой фигуры я коснулся первой". Далее, по словам чеха, он попытался объяснить Моисеенко, что короля он коснулся случайно. Соперник согласился с этим. "А в конце я не хотел, чтобы такая партия решила исход матча", - объяснил Давид и добавил, что не чувствовал за собой вины, а просто поступил по совести.

Украинский гроссмейстер подтвердил слова коллеги. "После моего замечания видно было, что соперник разволновался, - рассказал Моисеенко. - Я посмотрел на него и понял, что настаивать не нужно. Все-таки он действительно неумышленно коснулся короля..."

В заключение Моисеенко назвал вчерашний поступок Навары рыцарским: "Не думаю, что кто-либо в современных шахматах способен на такое. Желаю ему, чтобы в этом Кубке мира он всем показал".      

Фото - chess.ugrasport.com


  


Смотрите также...