"Кто вам позволил снимать видео?.."

Время публикации: 06.01.2022 13:07 | Последнее обновление: 06.01.2022 13:07

В первую очередь всех с Новым годом! Пусть этот 2022 год станет для всех вас особенно содержательным и интересным. Пусть подарит вам массу интересных историй... о которых захочется рассказать своим френдам!

Со мной случилось несколько. Прямо на Рождество в Варшаве, где я работал на чемпионате мира по рапиду и блицу по шахматам от Levitov Chess, где вспомнил много старого и узнал много нового...

Моя цель была весьма скромной: хотел взять 15-20 небольших интервью у первых лиц в шахматном мире (ничего личного, в общем-то, простой опрос, о чём всех, к кому обращался, и предупреждал), добавить к ним 4 разговора с чемпионами мира и провести 2-3 нормальных беседы с кем-то из элиты – лучше всего, конечно, с Карлсеном, Фируджей и, может, Накамурой. Плюс – подснять общую атмосферу, ключевые моменты борьбы, какие-то зарисовки вокруг.

Поехал на турнир один. Без каких-либо помощников и оператора. Взял с собой, как положено, две камеры, свет, звук... Думал, вполне в состоянии справиться сам. И легко должен был выполнить этот план, если бы не пара палок в колёса репортеру, о которых и хочу рассказать.

Первый затык – из-за непонятно для чего устроенного разделения игроков и прессы, не говоря уже об отсутствии элементарной солидарности. Так, сыграв свои партии, гроссмейстеры перемещались в лобби, куда журналистам вход почему-то был наглухо закрыт. Они проводили там изрядное (если не сказать всё) время и не спешили в «смешанную зону». Лишённый нормальной коммуникации, ты мог что-то выкрикивать или делать пассы из-за ленточки, – те же, ради которых ты, собственно, и приехал, могли тебя с чистой совестью «не замечать». И уж, конечно, не было и речи о том, чтобы покуситься на доступ в комнаты отдыха к «випам»...

Понятно, игроки приехали на чемпионат мира прежде всего для того, чтобы играть. Но... уделить внимание людям, которые работают для них, на их же популярность и узнаваемость, плывут в одной лодке, по-моему, входит в набор элементарной вежливости, какими бы крутыми они ни были. Наоборот, история подсказывает, что самые главные звёзды в других, больших видах спорта – это одни из самых простых и отзывчивых людей.

Тут же, чтобы договориться об интервью – без какой бы то уверенности в том, что его тебе всё-таки дадут, – приходилось как собачонка бегать за участниками турнира по игровому залу до или же сразу после окончания партии. И, несмотря, что паузы между турами в Варшаве, даже в блиц, были огромными и игроки откровенно мучались, как бы «убить время», мало кто из них соглашался пойти с тобой, чтобы потратить 5-7 минут на запись интервью. Что уж говорить о серьёзных разговорах – они переносились на неопределённое время и на 100% зависели от результата текущей партии или общего итога.

Поскольку никакого «протокола» и обязательств перед прессой у игроков нет (при этом есть бог знает кем выдуманный дресс-код, который надо строго, под угрозой штрафа, выполнять), послать тебя, даже если на шее у тебя официальный бейдж журналиста, легче лёгкого. Можно в прямой форме: «Я не даю интервью!» Можно в завуалированной: «Поговорим после партии / в конце дня / сразу же после турнира» (нужное подчеркнуть), однако никакого разговора с большой долей вероятности не случится. И у тебя нет никакого способа гарантировать столь нужный редакции материал!

Остаётся сходить с ума, ненавидя себя и свою работу. Лично я, вконец вымотанный пятью днями этой бесплотной беготни по стадиону, не выдержал и обратился к вице-президенту ФИДЕ Бологану: «Виорел, за эти дни я вспомнил, почему в своё время ушёл из шахмат!» Действительно, я без проблем, что называется, по должности получал право и брал интервью у звёзд футбола, баскетбола, тенниса, покера и десятка других видов спорта. Но здесь, в шахматах, которым отдал столько лет... из-за отсутствия регламента и общих правил не могу пять минут поговорить с 18-летним гроссмейстером, про которого не сказал и не написал ни одного плохого слова?! Тот только развёл руками: «Мы уже не раз задумывались над этим, но пока ничего не можем с этим сделать».

А надо бы сделать! Если пиар для шахмат хоть в какой-то степени важен ФИДЕ, она должна стремиться к тому, чтобы игроки хотели, считали себя обязанными говорить с прессой, искать контакта с ней, а не бегать от неё и уж тем более – не вести себя как кинозвёзды.

Второй затык, как ни странно, случился уже от самой ФИДЕ, вернее отдельных её высокопоставленных членов со странным, если не сказать диким, представлением об авторском праве. Узнал об этом я довольно неожиданно.

В один из дней посреди тура ко мне подошли двое: юрист ФИДЕ Александр Мартынов и председатель апелляционного жюри Павел Трегубов. Несмотря на то, что мы знакомы уже 25 лет, ребята почему-то начали говорить со мной на вы.

«Давайте отойдём!» – «Давайте, но после тура, я сейчас снимаю…» – ответил я. – «Нет-нет, надо прямо сейчас!» – настоял Мартынов, и как только мы втроём отошли за ширму, сразили наповал: «А кто вам позволил снимать видео во время тура?!»

"...появляется возбуждённый тов. Мартынов и требует выйти с ним - поговорить. Извините, отвечаю, слежу за партиями. Нет, говорит, пойдёмте. Напор серьёзный, я бы даже сказал профессиональный - как я не уворачивался, его тело двигалось ловчее..."
Евгений Суров: "Разыскивается юрист ФИДЕ"

Я тут же поднял карточку аккредитации, на которой было написано «Photo & Video»: «Вот это позволило», – и тут же указал на десяток камер других журналистов, совершавших то же преступление... «С ними мы потом разберёмся, – сказал он. – Покажи мне разрешение, данное Levitov Chess на право снимать на этом турнире! Все видео с чемпионата мира принадлежит ФИДЕ!» Я снова указал на свою карточку, и уточнил: «Да, все видео, что снимают и транслируют ваши камеры, принадлежит ФИДЕ, но как ей может принадлежать то, что я делаю и что делают здесь другие журналисты?» – «Но вы ведь ведёте лайв?» – продолжился допрос. – «Да, делаем, но не используем для этого видео. А оно идёт только в интервью и в ролики, а они выходят с задержкой на несколько часов, если не дней!» – «Пойдём обсудим это вместе с Льядой!» – предложили они.

И мы втроём отправились к директору PR-департамента ФИДЕ. Дэвид опешил от самого вопроса Александра: «Я хочу знать, имеет ли он – тут Мартынов указал на меня – право снимать и публиковать видео с чемпионата мира?!» – «Ну да, ведь он – аккредитованный журналист» – ответил Льяда. – «Мне нужен точный пункт правил, регламентирующий это!» – настаивал юрист. Экс-фотограф порылся на своём ноутбуке в каких-то из старых положений, и извлёк строки о двух минутах. Мол, журналисты не имеют право вставлять в свои репортажи непрерывные фрагменты, снятые во время игры, длиннее двух минут. При этом общее время выкладываемого видео может быть любым.

«Нет проблем, – вздохнул с облегчением я. – Посмотрите все мои видео из Варшавы, в них вы не найдёте фрагменты не только длиннее двух минут, но длиннее 15 секунд!» После этого мы уже вчетвером покрутили моё видео на Levitov Chess, – и чем дальше мы это желали, тем всё больше и больше краснел Льяда...

Видя всю абсурдность этого занятия – в чём обвинения-то и судьи кто?, – в конце концов сдался и мой земляк. Он отпустил меня с миром, но добавил: «Хорошо, иди, но мы в ФИДЕ ещё обязательно вернёмся к обсуждению этого вопроса!»

Вернулись или нет, я так и не знаю, – но больше в Варшаве никто ко мне с таким серьёзным видом не подходил и не требовал объяснений... По идее, ФИДЕ изо всех сил должна стремиться к тому чтобы распространять любую информацию (в том числе и видео) о своих крупнейших соревнованиях, а не прятать их. В мире большого спорта цена на них и так не слишком велика, – если ещё отнимать у зрителя и эти крохи, вряд ли популярность шахмат будет от этого расти.

Третий затык в Варшаве был связан уже с самими организаторами... Впрочем, стоит ли об этом? Со стороны довольно легко критиковать турнир, на организацию которого потратили не больше недели. Если бы не поляки, самого любимого и популярного в среде профессионалов турнира просто не было бы, как не было его в пандемийном 2020 году.

Что же до очевидных проблем шахмат, а вернее шахматного менеджмента, то они, к сожалению, никуда не ушли. И то, от чего я в своё время сбежал в декабре 2005-го – никуда не делось даже 16 лет спустя, в декабре 2021-го. И это, увы, серьёзно. Да, каждый смотрит со своей колокольни, но все мы, по идее, в одной лодке, – и если мы не помогаем друг другу, вряд ли эта лодка далеко уплывёт. Даже на самых ярких и привлекательных турнирах на свете...


  


Комментарии

Я Бы Тоже Сказал : ПОГОВОРИМ

Я Бы Тоже Сказал : ПОГОВОРИМ ПОСЛЕ ТУРНИРА. Это если бы мне этот журналист был чём-то симпатичен.
И прав был Остап Ибрагимович, сказав : Уберите Фотографа! Он мешает Моей Шахматной Мысли!

О самом интересном ни слова.

О самом интересном ни слова. Как получалась виза? По-моему, частные поездки россиян в Польшу запрещены. российские вакцины не признаются ...
Вопрос о видеосъёмках непростой!!! Когда снимал Потёмкин. я его не слышал и он мне не мешал. но на ветеранском в Сочи в 2018 году я сказал Архангельскому про частного фотографа "Если он будет снимать, то я напишу заявление о выбытии из турнира" Снимать ему запретили. Интересы игроков должны быть превыше всего

Да, всё чаще шахматисты и

Да, всё чаще шахматисты и особенно околошахматные деятели выглядят как дети, всерьёз спорящие в песочнице на тему "пр-р-р, я летаю быстрее ракеты". Разумеется, журналисты должны вести себя прилично. Но если фотограф "мешает шахматной мысли", то долой со сцены не фотографа, прошли времена Бендеров. Пусть лучше придёт на неё тот, кому он не мешает. А то многовато выходит гонора для людей, играющих в шахматы слабее моего телефона :)

Вообще-то на крупных

Вообще-то на крупных турнирах,где ожидаются фотографы,обычно существуют правила,регламентирующие их работу.А что касается Володина,то я бы на его месте в такой ситуации радовался,а не возмущался.

гроссмейстер Туник всегда

гроссмейстер Туник всегда радуется, когда его снимают (на видео или на фото). что и имело место в Сочи в 2018 году. Мало того, что этот фотограф снимал три дня (и не только одного Туника), он ещё трепался рядом с играющими! А на ветеранском Москов-опен 2019, где я поделил 1-е место, его сразу выдворили из игрового зала, а не спустя три дня. Поэтому я и отношусь к Ахметову с большим уважением. для него интересы играющих шахматистов выше интересов шахматистов-позёров

Смотрите также...

  • «Стой, стреляю!» - воскликнул конвойный,
    Злобный пес разодрал мой бушлат.
    Дорогие начальнички, будьте спокойны –
    Я уже возвращаюсь назад.

    Юз Алешковский

    Много лет я накапливал опыт,
    Приключений искал на неё;
    Обывателей нудный и суетный ропот

    Только тешил сознанье моё.

  • Сайт РШФ сообщает:

    "В соответствии с действующим в Российской шахматной федерации «Положением о ежегодных премиях лучшим детским шахматным тренерам и организаторам мероприятий в области развития массовых детских шахмат» по итогам 2013 года были вручены премии в следующих номинациях:

  • Мы долго молча отступали,
    Досадно было…

    М.Ю.Лермонтов

    От принципов не отступали,
    Как видели, так и писали,
    А коли что не в тон,
    То извините, командиры –
    Чужие прикрывать мундиры –
    Не те у нас ориентиры
    И собственный бонтон.

  • На следующий день после победы Бориса Гельфанда над Александром Грищуком корреспондент газеты «Советский спорт» попросил претендента сравнить собственные действия за доской в казанском финале с предстоящим матчем его любимой «Барселоны» против «Манчестер Юнайтед», которые сойдутся в финале Лиги чемпионов.

  • Имею обыкновение читать комментарии, появляющиеся на сайте. Значительная часть из них наводит на определенные мысли. 

    И вот, не будучи сотрудником сайта, а являясь, скорее, «вольноопределяющимся», хотелось бы четко и беспристрастно донести до народа истину, коей она мне видится.

  • А Каплан его Диего
    Так сказал себе сквозь зубы:
    «Если б я был полководцем,
    Я б обет дал есть лишь мясо,
    Запивая сантуринским!»
    И услышав то, дон Педро
    Произнес со громким смехом:
    «Подарить ему барана –
    Он изрядно подшутил!»

    А.К.Толстой «Осада Памбы»

  • До начала турнира в Вейк-ан-Зее Магнус Карлсен дал интервью корресподенту голландской газеты «Фолкскрант», в котором сказал немало интересного. С некоторыми идеями чемпиона мира вы уже знакомы, другие могут показаться любопытными.

  • Сегодня стало известно, что формат традиционного фестиваля "Москва опен" в следующем году претерпит изменения. Главными станут круговые турниры с участием приглашенных молодых гроссмейстеров - по десять человек в мужском и женском соревновании.

  • Об этом сам автор сообщил в ходе интервью нашему сайту: 

  • «Улеглась моя былая рана» -
    Уж Грищук не ранит «нечто» нам:
    Он едва «уполз» от Ароняна
    Из позиции, пропертой в хлам!

    Одержал моральную победу,
    Россиянам луч надежды дал…
    Может быть, и я в Казань поеду
    Поболеть за Сашу – на финал!