Кирилл Сильвестров: "Шахматным жуликам будет тяжко на нашей платформе"

Время публикации: 29.06.2020 11:16 | Последнее обновление: 29.06.2020 11:29

Партнёрский материал

Какова плата за честность в мире онлайн-шахмат? Можно ли зарабатывать на хобби? А воплотить детскую мечту? Что, в конце концов, шахматистам нужно для полного счастья?..

Кирилл Сильвестров, руководитель проекта Veni Vidi Vici. 39 лет, москвич. По специальности экономист, большую часть жизни занимался инвестиционно-банковскими услугами.

- Несколько лет назад я начал заниматься предпринимательством, создавать свои бизнесы, искать себя в сфере IT-услуг. Были успешные проекты, были неуспешные. А не так давно на меня вышли инвесторы из индустрии гейминга, онлайн-игр, с предложением сделать портал, где можно играть в любые онлайн-игры, созданные сторонними разработчиками, на деньги. В стрелялки, стратегии, шахматы, го – в те игры, где нет ярко выраженного элемента случайности, при этом бороться за призовые фонды. Мы доработали продукт, создали техническое описание, собрали сильнейшую команду специалистов. И вот мы здесь, готовые к запуску, к приёму первых посетителей.

Е.СУРОВ: На вашей платформе, кроме шахмат, будут все существующие сегодня популярные игры?

К.СИЛЬВЕСТРОВ: Как показывает практика, чтобы портал был успешен, на нём должно быть много игр. Мы хотим удовлетворять требованиям самой разной аудитории. Есть порядка двухсот онлайн-игр, с которыми мы могли бы интегрироваться и устраивать турниры с призовыми фондами.

Это скилловые игры, то есть, повторюсь, без элементов случайности. В них более сильный соперник в 99.99 процентах случаев победит менее сильного. Игры навыков.

- Насколько я понимаю, индустрия онлайн-игр (нешахматных) сейчас весьма развита и популярна…

- Да, стремительно развивается. Регулярно играют порядка 2.6 миллиардов человек. Онлайн-игры – это самое популярное развлечение на планете Земля. Мобильные игры превалируют и имеют бо́льшую долю на рынке, чем десктопные и браузерные. Выручка индустрии растёт от 10 процентов в год, а во время пандемии темпы роста ещё увеличились.

- Тогда - зачем? Зачем именно шахматы понадобились вам в проекте? По моим представлениям, если есть двести популярных игр, вполне можно обойтись и без шахмат, с их головными болями, с их нерешённой пока проблемой читерства.

- Во-первых, шахматы – моя любимая игра, я не мог не обратить на неё внимание. Я заядлый шахматист, занимался с детства, и сейчас занимаюсь с тренером, Олегом Кислицыным, он, кстати, очень популярный стример, умеет доступно и ярко объяснить шахматную теорию, подготовил массу сильных учеников.

Во-вторых, шахматы – одна из самых популярных игр вообще. Порядка 700 миллионов человек хотя бы раз играли в шахматы, очень серьёзная цифра. Из них порядка 100 миллионов играли в шахматы онлайн. Русскоязычная аудитория в мире шахмат очень развита и близка сегодня к тому, чтобы превалировать. Мы как бизнесмены увидели возможность легко и быстро достучаться до шахматистов и создать для них продукт, который им бы показался привлекательным, интересным и добавил бы к их хобби ещё возможность выигрывать денежные призы от наших спонсоров.

То есть здесь и личное тёплое отношение к миру шахмат, и бизнес-отношение к этому рынку как к стремительно растущему. Может быть, это вообще самый большой рынок среди всех онлайн-игр.

Есть ещё и третий слой ответа на ваш вопрос – почему шахматы. По нашей бизнес-модели мы не создаём клоны игр, а подключаемся к уже существующим играм и даём возможность играть в эти игры на деньги. Внутри игровой экосистемы мы создаём турниры и отслеживаем статистику по ним. Так вот, с шахматами проще всего интегрироваться. Портал Lichess, на котором мы организуем турниры с денежными призами, обладает очень удобным функционалом для взаимодействия со сторонними разработчиками. Большую часть работы по созданию и отслеживанию турниров мы можем проводить исключительно программно, без вовлечения человека. Что, разумеется, снижает наши затраты.

- Но вы в шахматный мир пришли не просто так, а с решением, которое, как я понимаю, претендует на то, чтобы стать революционным.

- Мы пришли с понимаем того, что от нас требуется отдать дань шахматному сообществу – создать для него продукт, который позволит нам, как организаторам турниров, максимально упростить проблему судейства и отсеять большую часть нечестных игроков. Программа максимум – чтобы шахматисты могли спокойно играть, не опасаясь нечистоплотных оппонентов; усложнить жизнь читерам на нашей платформе донельзя.

Мы создаём пять слоёв борьбы с нечестной игрой. С их помощью мы можем быть уверены, что нечестным игрокам на нашей платформе абсолютно не место. Вот эти слои:

1. Партии с самым коротким контролем времени - «пуля» (по минуте) либо «ленивая пуля» (минута с добавлением одной секунды за каждый ход). В этом случае нечестный игрок не успевает воспользоваться подсказками извне, ему требуется подключить движок, чтобы тот ходил за него. А это уже упирается во вторую линию обороны.

2. Мы создаём свой Античит – программу, обязательную к установке на компьютер игрока. Она должна быть включена в фоновом режиме во время партии. Программа отслеживает все подозрительные процессы в компьютере игрока и принудительно гасит взаимодействие игрока с движком.

Античит мы создавали несколько месяцев, и вот сейчас нашли партнёров. Я пока не могу афишировать, но это одна из крупнейших мировых компаний-разработчиков. В этом месяце мы планируем объединить наши усилия, чтобы в итоге получилось нечто, бесконечно усложняющее жизнь читера в шахматах.

3. Ручная модерация партий. По мере доработки нашего Античита, подозрительные партии, а также партии тех, кто заработал призы, проходят проверку нашими шахматными арбитрами.

4. Встроенный Античит на Lichess. Их Античит, построенный на нейронной сети, постоянно совершенствуется, дорабатывается. Он не идеален, но мешает читерам достаточно сильно.
То есть итоги любого турнира могут быть подведены только после того, как необходимые партии проверят наши модераторы и мы получим подтверждение, что игроки не забанены самим Личессом.

5. Страховой депозит, не позволяющий играть в турнирах не рискуя ничем. Даже в турнирах с бесплатным участием всё равно подразумевается наличие некоего страхового депозита, который сгорает, если игрок забанен Личессом либо идентифицирован нами как читер. Жульничать на нашей платформе должно быть просто невыгодно.

- Позвольте. Всё же бан от Личесса (или любой игровой платформы) – это не приговор суда. Человек может сказать: извините, это только вы считаете, что я играл нечестно. И одно дело, когда его по-тихому исключают из турнира, другое – когда у него отбирают за это деньги.

- Нечестных игроков, которые подключают движки на важных турнирах, очень много. Мой тренер рассказывал, что на европейском турнире, прошедшем на портале Чесском около месяца назад, из 300 игроков порядка 150 были читерами. Раз уж их так много, нужны кардинальные меры. По правилам нашего портала, если вас забанил Личесс, у вас, конечно же, есть время на апелляцию. И если апелляцию там удовлетворят и ваш акаунт разбанят, то точно так же вы можете пройти апелляцию на нашем портале. И всё же от нас требуется быть строгими, жёсткими, сделать так, чтобы читерство было развито где угодно, только не на нашей платформе. Поэтому меры с самого начала достаточно строгие.

Знаю, многие считают, что в турнирах нужно окружать игроков камерами. Мы же станем думать над усилением мер, если приведённые мною выше пять линий защиты покажутся недостаточно эффективными.

- Что касается «первого слоя». По минуте – самый жёсткий контроль, который только возможен в шахматах. Тем самым вы фактически признаёте, что бороться с подсказками извне пока что способов не изобрели, правильно? Если бы это было не так, то, наверное, логичнее играть хотя бы с чуть более длинным контролем. Вы как люди, с детства занимавшиеся шахматами, не можете не понимать, что «шахматы» и «шахматы по минуте» - это несколько разные игры.

- Дело в том, что по зрелищности, по спортивной составляющей, по широте аудитории форматы блица крайне популярны на Youtube. Много народу смотрит, как блицуют великие гроссмейстеры современности, смотрят «Титульный вторник», где супернизкие контроли времени. А побеждают в этих турнирах всё те же титулованные гроссмейстеры, которые сильны и в классических шахматах. Если бы это были совсем разные спортивные дисциплины, то, наверное, и победителями блицтурниров были бы не Магнусы Карлсены, а какие-нибудь неизвестные в классике лица. Поэтому я не согласен, что эти, пусть разные, шахматные дисциплины совсем не пересекаются. Просто одна из них более спортивная, чем другая. И она крайне зрелищна.

Хотя, например, обычные турниры по классическим шахматам, проходившие до пандемии, в китайском сегменте аудитории в онлайне набирали сумасшедшие показатели, под миллион зрителей прямого эфира и намного больше просмотров после матча. Но и у быстрых шахмат аудитория есть, она огромна, и она пересекается с «классической» аудиторией.

Что же касается возможного увеличения времени на игру на нашей платформе, хотя бы до 5 минут, то мы будем продолжать экспериментировать с нашим Античитом и с модераторами. Но мой прогноз – выйти на режим пятиминуток и гарантировать, что читерам здесь будет чудовищно сложно, мы вряд ли сможем. И всё же мы не сдаёмся, это долгий и сложный процесс.

Ещё я бы добавил по поводу «невозможности определить подсказки извне». На самом деле это возможно, хоть и, понятно, непросто. Делается это с помощью нейронных сетей, что частично уже реализовано на Личессе. Когда игрок сыграет несколько партий, система уже запоминает его уровень, стиль игры. Соответственно, когда он начинает делать нетипичные для себя ходы, принимать «странные» решения, нейронная сеть это засекает и дальше может либо забанить, либо отправить на дополнительное изучение. Вообще нейронная сеть сейчас самое перспективное направление в борьбе с читерством. Оно очень времязатратно, ведь такую сеть надо не только «написать», а ещё обучить. Но на длинной дистанции, думаю, нейронные сети позволят не ставить камер, не создавать игрокам каких-то дополнительных условий для участия. Вот мы этого хотим избежать – чтобы любой человек мог сыграть партию в два-три клика. Установили наш клиент, нажали на него, он открылся, вы автоматически авторизовались, система вас знает, у вас уже есть рейтинг доверия – всё, спокойно играете. Без всяких камер. Дальше уже наша проблема – понять, если вы играете нечестно.

- Чем ваш Античит («слой защиты 2») принципиально отличается от Античита, используемого на Личессе («слой 4»)?

- Античит Личесса – это сторонний наблюдатель, который смотрит за партией и выявляет некие паттерны, взаимосвязи. Ну, скажем, игрок тратит одинаковое время на разные по сложности ходы, или он делает ходы по первой-второй-третьей линии какого-то конкретного движка.

Наше решение подразумевает взаимодействие непосредственно с устройством игрока. Мы не сторонние наблюдатели, а погружаемся в процессы, которые задействованы во время партии на компьютере шахматиста. Мы видим нечеловеческие движения мышки, видим, какие подозрительные фоновые процессы запущены на устройстве, насколько часто оно обращается к видеопамяти и задействует избыточные для игрока процессы.

То есть мы создаём базу подозрительных процессов, происходящих именно в компьютере игрока. Для того чтобы эту базу максимально дополнить, мы очень скоро организуем так называемый хакатон – это предложение найти уязвимости и взломать IT-продукт за деньги. Хакатоны и тестирования проводят перед любым запуском нового IT-решения. Наш хакатон призван собрать базу знаний о читерстве. Для этого мы проводим на Lichess турнир, где запрещено играть честно. Там можно играть только пытаясь обхитрить наш Античит, как и античит Личесса. В ходе такого турнира мы дополним базу знаний о том, как игроки играют нечестно и что они для этого предпринимают. Эта информация будет использована для доработки нашего Античита, и мы надеемся, что в ближайшее время выйдем на рынок уже с максимально готовым и стабильно работающим продуктом, гарантирующим честную игру на низких контролях времени.

- Сколько человек вам нужно для проведения такого тестового турнира?

- Чем больше, тем лучше. Это, по сути, состязание компьютерных движков и состязание в хитрости и ловкости – когда «нечестному» шахматисту предлагается изобрести способы обхода нашего программного Античита. Если придёт несколько тысяч, это будет достаточно серьёзная выборка, которая позволит собрать если не все, то большую часть существующих сегодня способов играть нечестно.

- Подумал: вот я, допустим, нечестный игрок – я вряд ли захочу светиться на таком вот тестовом турнире, чтобы все узнали, какие у меня методы.

- Вы не захотите – другие захотят. Мы же предлагаем живые деньги за поиск уязвимости в нашей программе. У этого турнира есть призовой фонд, сформированный за счёт спонсорских денег – несколько тысяч долларов. То есть для тех, у кого самый быстрый и ловкий движок и кто сможет обойти все степени защиты, созданные нами и Личессом.

Поэтому мы предлагаем честным шахматистам создать новый акаунт на портале Личесс и подумать над тем, как можно выиграть в нашем турнире, состязаясь с читерами.

Также всех шахматистов, которые хотят сделать игру максимально честной, мы просим заполнять наши формы, проходить опросы, чтобы рассказывать о том, как они играли, какое стороннее программное обеспечение использовали.

- Правильно ли я понимаю, что в будущем, когда вы будете организовывать турниры, наличие в компьютере участника вашего Античита будет просто обязательным условием к участию?

- Совершенно верно. Уже в первой версии Античита мы видим, когда игрок отключает Античит или когда программно его гасит. Для нашего сервера это сигнал о том, что оппонент этого игрока в настоящее время беззащитен. Соответственно партия автоматически направляется на ручную модерацию. Если это происходит регулярно и не связано с потерей сети, игрок начинает считаться подозрительным, вероятность его бана возрастает многократно.

- А вы не боитесь, что желающих позволять вам влезать в свой компьютер, пусть и с благородными целями, найдётся не так много?

- На это предлагается смотреть так: Античит – это не вторжение в частную жизнь, а гарантия того, что пока вы играете в шахматы, на вашей частной машине не задействованы процессы, которые могли бы облегчить считывание партии движком. Да, здесь происходит принудительное отключение подозрительных процессов. Но то же самое происходит на компьютерах ваших оппонентов. Это небольшая плата за то, чтобы гарантировать, что вы играете с честными людьми и претендуете на вполне ощутимые денежные призы на нашей платформе. Такова плата за честность в мире шахмат. Античит, разумеется, можно выключать, как только партия закончена, а партии, как мы уже говорили, у нас короткие. Так что плата за честность – это программа, включённая на несколько минут игры.

- Я далеко не специалист в IT, но у меня простой вопрос: есть ли гарантия, что когда я не играю в шахматы онлайн, ваше приложение будет «спящим» и не будет воздействовать на мой компьютер?

- Да, разумеется, приложение вы можете отключать полностью, оно не будет активно за пределами вашей игры в шахматы. Нет повода переживать за то, что оно как-то повредит ваш компьютер. Кроме того, есть стандарты индустрии, связанные с аудитом новых IT-продуктов, и мы, конечно же, покажем шахматному миру и наиболее развитым программистам данные аудита нашего приложения. Чтобы все были спокойны.

- Это приложение для игроков будет бесплатно?

- Да, абсолютно бесплатно. Как я уже говорил, это наша дань шахматному сообществу. Мы понимаем, что создание такого приложения крайне трудо- и времязатратно, и мы собрали команду мощнейших IT-специалистов, с релевантным опытом, все они очень дороги на рынке. Себестоимость приложения будет достаточно высока, при этом мы допускаем, что других покупателей сервиса, кроме нас самих, не будет. В некоторой степени это с нашей стороны меценатство. Хотя мы, конечно же, будем рады обсудить сотрудничество с организаторами шахматных онлайн-турниров.

- На чём вы тогда собираетесь зарабатывать?

- Наша бизнес-модель во многом строится на взаимодействии со спонсорами. Мы создаём киберспортивные мероприятия, на которые приходят много геймеров, а спонсоры готовы размещать свои маркетинговые материалы на нашем портале. То есть наша задача – привести и поддерживать в онлайне как можно больше игроков. Для этого мы даём им интересный контент, интересные турниры, новости, место для общения. Спонсоры же на нашей площадке могут заявить о себе и своих продуктах, сообщить новости о своих компаниях. Мы уже находим от них немалый отклик.

Также мы планируем развивать шахматы и другие игры по крайне успешной бизнес-модели покера. Хотим проверить, интересно ли было бы шахматистам биться с равными себе соперниками в матчах формата дуэлей. То есть не турнир, а борьба один на один, с согласованной суммой, за которую они бьются. Иными словами, на нашем портале любой игрок сможет при желании кинуть вызов другому пользователю и сыграть с ним до трёх, пяти, семи, например, очков, с выбранным контролем времени на обговорённую сумму. Это может быть знакомый или незнакомый противник, но, как и в случае с турнирами, у всех будет обязательство использовать наш Античит. Если это будет интересно шахматистам, то мы будем получать небольшую комиссию как организаторы этих матчей.

- Вот я обычный шахматист-любитель, хочу сыграть в вашем турнире. Куда я должен зайти? На ваш сайт? На Личесс? Куда-то ещё?

- На наш сайт – vvv.cash, открыть вкладку «Турниры», увидеть сгенерированные нами турниры. Выбрать тот, который кажется вам привлекательным, нажать кнопку «записаться», и вы будете автоматически перенаправлены на портал Lichess, где сможете ввести пароль от турнира и войти в него. То есть наша платформа – это генератор турниров и сборщик статистики в этих турнирах, а Личесс – место, где проходит сама игра.

- Очевидно, что читеров в интернете сейчас не просто много, а больше, чем мы думаем. Причём выявляются они в огромных количествах даже в тех турнирах, где призов нет вообще, либо очень маленькие. Это говорит о том, что деньги далеко не всегда являются мотивацией для жуликов. Не боитесь ли вы, что на ваши турниры, где вы максимально затрудняете возможности для читерства, просто не пойдут люди?

- Мы будем очень рады, если к нам не пойдут читеры, а пойдут исключительно честные люди. Наша задача – давать на нашем портале возможность честной монетизации ваших навыков, ваших умений. Если вам неинтересно получать живые деньги, занимаясь любимым делом, - нет проблем. Мы всё же полагаем, что тех, кто с радостью сыграет в любимую игру против равных оппонентов, претендуя на денежный приз, немало. Надеемся достучаться до всех, кому идея монетизации своего скилла кажется привлекательной.

- В какой-то степени это может стать переписью честных игроков?

- Будем надеяться. Во всяком случае, наши меры борьбы с читерством довольно строги. Мы не подразумеваем частых разбанов, как и частых апелляций. Просто функционал нашего Античита – даже уже нынешний, детали которого я, конечно, не могу раскрыть, – вполне достаточен, чтобы опираться на него. Наша задача – быть местом, где читерам некомфортно, плохо, сложно и невыгодно. Наше место – для честных игроков.

- В некотором роде это противоречит вашим бизнес-задачам, не правда ли? Ведь бизнес подразумевает, что чем больше народу к вам придёт, тем лучше для вас.

- Мы с радостью отказываемся от платящих игроков на нашей платформе, которые играют нечестно. Нам не нужны их деньги, потому что они делают плохой имидж платформе, вредят самой концепции шахмат и других онлайн-игр. Читеры – не наши друзья.

- Когда ваш Античит станет конечным продуктом, который можно будет использовать?

- Его уже можно использовать. В него уже заложен мощный функционал. Но он будет развиваться, как и все антивирусные программы, постоянно обновляться. Этот процесс никогда не будет завершён. Поэтому чем больше информации мы соберём во время нашего «турнира читеров», тем более ясным будет дальнейшее техническое задание для нашей команды.

- А технически это приложение, которое будет просто обновляться на моём устройстве?

- Да, оно будет обновляться каждый раз, когда вы его запускаете. А запускаете вы его каждый раз, когда хотите поучаствовать в нашем турнире.

- Ошибаюсь ли я, полагая, что в других компьютерных играх проблем читерства, как в шахматах, нет?

- Проблема использования компьютерных движков есть практически во всех онлайн-играх, в «стрелялках» в том числе. Есть читы, Aim, используя которые тебе не надо особенно прицеливаться и пуля летит точно куда надо. Есть программы, Wallhack, которые показывают тебе игроков, спрятавшихся на карте, как будто нет стен в зданиях. Есть, к примеру, Speedhack - когда ты движешься быстрее любых соперников. Так что проблема повсюду, и все игроделы, заботящиеся о своих игроках, создают достаточно сильные системы античитов. Однако на любой программный код найдётся отмычка. Практически всё можно взломать, если есть достаточно времени и сильный стимул для этого. Чем больше решений против читерства, тем сильнее развивается и само читерство. Это как компьютерные вирусы – они постоянно прогрессируют, равно как прогрессируют антивирусные программы.

- Какое место, согласно вашему плану или прогнозу, шахматы займут на вашей платформе среди прочих игр?

- Интересный вопрос. Я думаю, читателям Chess-News будет интересно узнать, что количество зрителей, которые смотрели финальный тур одного из чемпионатов по игре «Дота-2», превысило суммарно количество зрителей финала Кубка Стэнли, финала НБА и Суперкубка США по американскому футболу. То есть аудитория геймеров – гигантская, и она продолжает расти. Следовательно, чем в более популярных играх мы устраиваем турниры с денежными призами, тем больше будет пользователей на нашей платформе. Чем больше пользователей, тем больше денежные призы от наших спонсоров. Чем больше призы, тем больше пользователей, и так далее. Это заколдованный круг.

Поэтому после шахмат мы подключим наиболее популярные другие игры, в которые играют много людей: Fortnite, Dota2, CS:GO, Pubg Mobile, Clash Royale, Free Fire, Warcraft, футбольные симуляторы, до 200 игр в наших планах. Но я искренне надеюсь, что шахматы станут драгоценным камнем на нашей платформе, бриллиантом.

- Кирилл, а за шахматными офлайн-турнирами вы следили, когда они были?

- Я, безусловно, слежу за всеми событиями в мире шахмат. Хотя не был физическим зрителем ни на одном из турниров, но смотрю о них ролики в Youtube. Мой любимый ведущий – Сергей Юрьевич Шипов; как стример он подаёт шахматный контент очень ярко, доступно. Часто из-за нехватки времени мне просто удобнее посмотреть десятиминутный стрим о красивой партии по классической шахматам, чем смотреть саму партию в течение нескольких часов.

- А за кого болеете? Или кому симпатизируете?

- Мне очень нравятся последние матчи Дани Дубова, верю в его огромный потенциал. Очень понравилось, как он в рапиде показал класс в матче с Накамурой. Всегда дико интересно следить за Магнусом Карлсеном, тоже в поединках с коротким контролем времени. Я большой поклонник Сергея Жигалко как специалиста по быстрым шахматам. Очень жалко, что Даниэль Народицкий в последнее время нечасто играет в онлайн-турнирах, за ним тоже интересно смотреть. Очень ярко демонстрирует игру в «радостные шахматы» Александр Гельман. Ну и разумеется, стримы самого Шипова – крайне зрелищны.

- Даже в вопросе про офлайн-шахматы вы всё равно перешли на онлайн. Чувствуется – вам это сильно ближе.

- Да, ближе. Но, опять же, в онлайн-шахматах в основном те же лица, что в офлайне, поэтому я не отношу партии с низким контролем времени к отдельной дисциплине. Просто, как я уже сказал, они более зрелищны для современного ускорившегося мира.

- Кирилл, спасибо за разговор. Не знаю, как другие, а я для себя отметил вашу честность: вы не говорите, что придумали продукт, который разом искоренит всё зло в шахматном мире. Вы честно признаёте, что только в сочетании с другими мерами ваш продукт может дать некую большу́ю вероятность, что человек будет играть в интернете с человеком, а не с машиной.

- Да, это действительно так. И мы не сами это придумали. Концепция родилась в результате огромного количества консультаций, разговоров с шахматистами, тренерами, судьями, которые уже думали об этом. Единого способа решить проблему читерства нет ни в какой игре, а вот комплекс мер может сильно затруднить жизнь жулику и сделать читерство невыгодным.

Спасибо большое, Евгений, за интервью! Напоследок хочу пригласить всех шахматистов на наш открытый призовой Альфа-Тест – заходите на платформу vvv.cash, тестируйте, делитесь впечатлениями, подскажите нам дополнительный функционал, который вам кажется нужным, и принимайте участие в розыгрыше ценных призов. Давайте вместе сделаем мир онлайн-шахмат честным и зрелищным!


  


Смотрите также...