Живые шахматы без дебютной эрудиции: не перейти ли на новую систему?

Время публикации: 02.06.2011 10:18 | Последнее обновление: 02.06.2011 10:23

Система подходит для турниров, никак не для матчей.

Участник играет не только со своим противником, но и - что главнее - с остальными, кто играет его цветом фигур.

Что делаем?

В начальной позиции заставляем компьютер сделать сколько-то случайных ходов. (Первый вопрос к специалистам - сколько именно, где кончается шаблонная игра и начинается самостоятельная? 20 ходов, 25?) После чего компьютер оценивает позицию. И если дает оценку "равная" или "плюс-минус немного" (сколько именно, можно легко установить экспериментально), то позиция пригодна для игры. Понятное дело, пригодных будет миллионная часть. Ну, так на то и компьютер - пусть трудится.

Позиция может выглядеть как угодно по-дурацки - сдвоенные или строенные пешки, кони на краю доски, все дела. Если оценка близка к "равно", то значит, дурацкость позиции за один цвет искупается не меньшей дурацкостью за другой.

Итак - имея несколько таких  позиций (= числу туров), начинаем турнир.

Все играют одновременно одну из позиций. Если компьютер ошибся, и на самом деле у одной из сторон серьезный перевес - нет проблем. Скорее всего, все партии закончатся одинаково, все получают 0. Самое интересное - если результаты разные. Например, позиция черных оценена как "чуть-чуть хуже": из 16 участников 5 партий выигрывают белые, 2 ничьих и одну ухитряются выиграть черные. Тогда те черные, кто сделал ничью, получают плюс; тот, кто кто выиграл - большой плюс; остальные - 0 или минус.

В следующем туре все играют следующую позицию, и так до конца турнира.

Чтобы стал понятен принцип системы, и как при этом начисляются очки, разберем конкретный пример. 

Турнир: 20 игроков, 10 досок.
Баллы обычные: 0; 0,5; 1.

ТОЧНАЯ схема – суммарный результат каждого тура по каждому цвету НОЛЬ.

Варианты:

1 тур – все партии выиграли белые, сумма 10, средний результат 1. Среднее 1. У черных сумма 0, средний результат 0. Все участники получают 0 баллов.

2 тур – 9 партий выиграли белые, в десятой ничья.

Белые – средний результат:  9х1 + 1х0,5 = 9,5. Делим на 10 (число досок), получаем 0,95.

Выигравшие белыми получают +0,05, сыгравший вничью получает -0,45 (+0,5 – 0,95)

За что выигравшие получили маленький плюсик? За то, что не сыграли хуже, чем могли бы.

Черные – средний результат 9х0 + 0,5 = 0,5. Делим на 10, получаем 0,05. проигравшие черными получают -0,05, сделавший ничью получает +0.45.

За что проигравшие черные получают маленький минус? За то, что не сыграли лучше, чем могли бы.

3 тур – 9 партий выиграли белые, десятую черные.

Аналогично – все белые +0,1, проигравший -0.9

Все черные -0.1, выигравший +0,9

4 тур – 8 партий выиграли белые, одна ничья, одну выиграли черные.

Белые – среднее 0,85. Выигравшие +0,15, ничья -0,35, проигравший -0,85

Черные – среднее 0,15. Проигравшие -0,15, ничья +0,35, выигравший +0,85

И так для каждого тура. Для примера еще пара туров с большим разбросом:

5 тур – 4 ничьих, 3 партии выиграли белые, 3 черные.

Белые и черные симметричны. Среднее 3х1 + 4х0.5 = 5, делим на 10 = 0,5.

Сделавшие ничью получают 0, выигравшие/проигравшие – по +0,5 и -0,5 соответственно.

6 тур – несимметричный с разбросом. 3 партии выиграли белые, 4 черные, 3 ничьих.

Белые – среднее (3х1+3х0,5)/10 = 0,45. Выигравшие получают +0,55, ничейщики +0,05, проигравшие -0,45.

Черные – среднее (4х1+3х0,5)/10 = 0,55. Выигравшие +0,45, ничейщики -0,05, проигравшие -0,55.

Средний результат турнира – НОЛЬ. У кого больше, место выше, у кого меньше, место ниже.

Существует также давно отработанная (например, в бридже) схожая схема ИМП, в которой компенсируются близлежащие результаты, но мы сейчас не будем забивать мозги.

Недостатков не вижу.

То есть, понятно, что посыпятся масса вопросов - начиная с организационных (например, нужно сделать так, чтобы игроки во время тура не видели друг друга), заканчивая чисто шахматными. Но я убежден: достаточно провести 2-3 таких тренировочных турнира (с участием, хотя бы, мастеров), чтобы выявить все недостатки и исправить их. Все решается опытным путем.

Зато с ходу видны такие, например, преимущества: совершенно непонятно заранее, на какой результат играть. На ничью - а может, остальные выиграют эту позицию и ничья есть способ достижения минуса. Кроме того, если в начальной позиции давно и хорошо известно, как играть на "гроссмейстерскую ничью", то тут этого нет и быть не может - позиции всегда разные, и у них обязательно есть недостатки, которые надо суметь компенсировать и не дать противнику исправить свои.

Кроме того, можно проводить несколько турниров параллельно, разделяя по категориям или еще как-то - лишь бы в одно время начиналось (для сведующих - аналог ЧГК-синхронов).

Короче говоря, фактически преимущество одно - играем в живые шахматы, а не в дебютную эрудицию.


  


Смотрите также...