Мог ли Морозевич взяться и не пойти?

Время публикации: 29.08.2019 01:23 | Последнее обновление: 30.08.2019 12:13

Здравствуйте! Пишет вам Дмитриев Дмитрий - любитель шахмат из Петербурга.

Вот такой вопрос. У нас проходил сеанс гроссмейстера Александра Морозевича. Наша с ним партия оказалась последней в сеансе. Чтобы не затягивать мероприятие, нам поставили по 5 минут (+0 секунд). Позиция чёрных не из приятных, но бороться можно было, к тому же оба имели уже минуты по две примерно.

И тут Александр Сергеевич взялся за короля и... поставил его на место, сходив другой фигурой (см. видео на 4 мин. 53 сек.).

Вопрос! Мог ли он так сделать? Я пытался это оспорить во время партии, но гроссмейстер сказал, что "так можно". Из уважения к кумиру своей юности, я не стал спорить и проиграл в конце концов.

Но всё же? Я знаю, что во время обычной процедуры сеанса сеансёр имеет право так делать, но тут то ситуация иная, по-моему? Ведь играем тет- а-тет, при контроле 5+0...

Я не в претензиях, мне просто интересно!

* * *

А вот сама партия - до того, как нам поставили часы и я перестал записывать.

 [White "Morozevich, Alexander"] [Black "Dmitriev, Dmitry"] [Result "1-0"] [ECO "D07"] [Annotator "User"] [PlyCount "84"] [SourceVersionDate "2019.08.29"] {[%evp 0,78,19,31,19,-16,13,-17,67,6,42,12,23,18,54,49,55,21,125,-9,43,46,53, 53,127,49,71,71,43,0,0,0,0,-103,-52,-99,-108,-110,-104,-104,-104,-104,-118, -118,-114,-110,-115,-112,-118,-124,-124,-125,-125,-127,-124,-122,-102,-111, -118,-120,-120,-116,-101,-117,-100,-142,-129,-126,-8,0,-2,0,0,0,21,20,0,32,51, 64,55]} 1. d4 d5 2. c4 Nc6 3. Nc3 Nf6 4. Nf3 dxc4 5. e4 Bg4 6. Bxc4 Bxf3 7. gxf3 Qxd4 8. Qb3 Ne5 9. Qxb7 Qxc4 10. Qxa8+ Kd7 11. Be3 Qd3 12. Ne2 Nxf3+ 13. Kf1 e6 14. Qxa7 Qxe4 15. Rd1+ Bd6 16. Nc3 Qc4+ 17. Kg2 Nh4+ 18. Kg1 Nf3+ 19. Kg2 Nh4+ 20. Kg1 Qg4+ 21. Kf1 Qg2+ 22. Ke2 Qf3+ 23. Kd2 Ra8 24. Qd4 Qxh1 25. Rxh1 Nf3+ 26. Kc2 Nxd4+ 27. Bxd4 e5 28. Be3 Ke6 29. Rg1 g6 30. a4 Bb4 31. b3 Ra6 32. Nb5 Nd5 33. Rg4 f5 34. Nxc7+ Nxc7 35. Rxb4 Nd5 36. Rb7 h5 37. Bd2 f4 38. a5 e4 39. b4 e3 40. fxe3 Rc6+ 41. Kd1 fxe3 42. Be1 Ke5 1-0 


  


Комментарии

Конечно, такой поступок не

Конечно, такой поступок не красит уважаемого гроссмейстера.

Насколько я помню, регламент

Насколько я помню, регламент сеансов не описан в правилах ФИДЕ. Т.е. по хорошему, условия должны были озвучиваться до начала сеанса. Тронул-ходи, невозможный ход, ход считается сделанным после переключения часов и т.д.

В правилах ФИДЕ о сеансах

В правилах ФИДЕ о сеансах ничего не сказано видимо,потому,что сеанс не является спортивным соревнованием.А вот в советские времена в "Шахматном Кодексе СССР" правила
сеансов одновременной игры были,и там,в частности,сказано,что "сеансер имеет право изменить ход, пока он не сыграл на соседней доске и если противник не сделал еще ответного хода".Правда,действует ли это правило,когда сеансер остался с противником
один нам один,остается неясным.От себя добавлю,что сеансеры,несмотря на отсутствие
спортивной мотивации,проигрывать очень не любят.Помнится,в далеком 1971 году Спасский,будучи чемпионом мира,в таком сеансе просто смешал все фигуры и присудил себе
победу только потому,что соперник,задумавшись,не сделал ответный ход в его присутствии.

В свое время Морозевич

В свое время Морозевич настаивал на том, что Веселин Топалов играл нечестно и турнир выиграл незаслуженно.
Похоже, Морозевич видит в чужом глазу соринку, но не видит в своем бревна.

А как турнир связан с

А как турнир связан с сеансом?
Имхо, это совершенно разные вещи. На турнире ты соревнуешься, в сеансе "развлекаешься".

Александр Сергеевич уже давно

Александр Сергеевич уже давно барражирует между Саловым и Шировым.
Для шахмат это нормально.

Автор не в претензии. Это

Автор не в претензии. Это очевидно даже по тому факту, что он накатал телегу на страницы самого посещаемого русскоязычного шахматного сайта.

да, такого ведь и не

да, такого ведь и не упрекнёшь в скандализме и мелкой склочности 

Удивительно как много

Удивительно как много нездоровых людей привлекают шахматы.

По сути вопроса - в сеансе

По сути вопроса - в сеансе для сеансера насколько я помню правило "тронул-ходи" не действует, что должно поменяться изза того что в какой-то партии поставили часы? (будь то 5 минут каждому или 5 часов)

То,что в конце сеанса

То,что в конце сеанса поставили часы,само по себе является нарушением правил проведения сеансов.Причем нарушение,очевидно,в пользу сеансера.

Смотрите также...