Эпоха увядших цветов

Время публикации: 30.05.2018 14:00 | Последнее обновление: 30.05.2018 14:25

Увы, не могу отнести себя к тем счастливцам, которые помнят, как, потрясённые, изменившиеся, выходили из кинотеатров - сначала с одной премьеры Сергея Соловьёва - "Асса" (1988), затем с другой - "Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви" (1989). Не то чтобы пешком под стол гулял, но до культурологических потрясений тогда ещё не дорос.

Хотя, парадокс: выходящим с другого прорывного фильма, более раннего - "Курьер" (1986) - помню себя отлично. И помню, как шёл на него второй раз, третий. Кстати, совсем недавно пересмотрел в ютьюбе, он выложен в отреставрированном виде - рекомендую, бессмертный шедевр.

А вот "Чёрную розу..." осознанно и внимательно посмотрел довольно поздно - в 2002-м, с видеокассеты. На кнопку "Стоп" во время финальных титров нажимал уже другой человек, который потом ещё довольно долго возвращался в этот мир из того.

"Хороший читатель, читатель отборный, соучаствующий и созидающий, - это перечитыватель". Уверен, определение Владимира Набокова можно смело приложить к киноискусству. Узнав, совершенно случайно, что "Розу" сегодня и только сегодня покажут на большом экране в московском кинотеатре, я тут же нырнул в метро.

У окошка кассы, из семнадцати рядов на схеме выбрал одиннадцатый. Таких, как я, случайных зрителей, в зале оказалось ещё два-три. И десятка полтора кресел заняли молодые люди, почти все - женского пола, все - симпатичные, ухоженные и... как бы это сказать... ну, в общем, не лохушки с попкорном, а с претензией на интеллект.

Два часа чистого счастья.

По окончании финальных титров я включил телефон и прочёл сообщение.

Устроители показа пригласили желающих обсудить увиденное и поделиться впечатлениями. Кажется, все эти молодые в зале - из некоей творческой среды. И был вместе с ними авторитетный зритель - то ли наставник, то ли просто кинорежиссёр, человек с колоритной внешностью, по имени Давид, большего я не запомнил, но главное - он как раз из тех, кто присутствовал на премьере в те далёкие времена.

И он сразу объявил: "Ничего они (молодые то есть) из фильма вынести не могут. Они не понимают, что значит Толик поднимает матрац, а под ним - литература; не понимают, что за выражение "выбросить стиральный порошок", не понимают, что нельзя было читать то, смотреть сё, что существовали официальные запреты..."

Ведущая всё-таки решила уточнить: "Кто что в фильме не понял?" Встала одна девушка и без тени стеснения призналась: "Я не поняла ни-че-го. Вот просто от начала до конца сидела и не понимала. И думаю, что большинство из присутствующих скажут то же самое". Воцарилось молчание - очевидно, в знак согласия.

Представили Катю, режиссёра. Она хоть и тоже молодая, но "за 30" - разница огромная: "Неужели вы не видите, - обратилась она к непонятливым, - что происходит в стране сегодня? Неужели не усматриваете связи? Вам картина разве не показалась актуальной?.."

"Ну хорошо, - ведущая зашла с другой стороны, - вы многое не поняли, - но ощутили ли вы тогдашний дух Свободы?" (заглавная буква - чтобы передать выражение её глаз при этом слове).

Получи, глазастая: "Не ощутили совсем. Даже наоборот: чувствуется какая-то зажатость, тиски..."

"Ни-к-то, - уверяла ведущая пустоту, - ни-к-то больше так не снимал в то время. В 1989-м, - даже в 1989-м, - чтобы сотворить такое с участием Сталина и Брежнева, требовалась очень большая смелость. И Соловьёв был единственным..."

А я уже понимал, что из кинотеатра выйду другим. Перечитывал сообщение, и ещё одно, и ещё: убит Аркадий Бабченко.

В фойе заметил ту самую девушку, которая ничего не поняла, - она держала в руке микрофон и готовилась взять у кого-то интервью.

Для тех же, у кого при чтении этого текста возник вопрос - а при чём здесь шахматы, - у меня есть только один ответ: в фильме звучало слово "ферзь".

 


  


Комментарии

Уважаемый Евгений,думаю,что

Уважаемый Евгений,думаю,что после воскрешения Бабченко настроение у Вас улучшилось.
"Ассу"сразу после её выхода на экран я совсем не понял и не принял-фильмы с Брюсом Ли были ближе.Какие-то лилипуты,угловатая Друбич,непропорциональный Африка,за что посадили Баширова,почему Цой-всё это вызывало недоумение.Работал я тогда на ткацко-прядильной ф-ке и оттачивал подножки на тюках готового материала-к армии готовился.Прошло 30 лет.Советской армии нет,фабрика давно обанкрочена и разворована,кинотеатр захвачен торговой сетью...
Вчера гуляли с женой и встретили бывшего судью,который выкинул меня с детьми и женой на улицу.Спился он совсем,а я подумал:"За всё придётся ответить каждому из нас".Чистая совесть-крепкий сон-отменное здоровье-цепочка,которая есть счастье,но как же оно тяжело достаётся.

Да уж,история с Бабченко

Да уж,история с Бабченко наверняка войдет во все учебники истории! Зато теперь он имеет
редкую возможность при жизни прочитать о себе всё то,о чём обычно говорят только на
похоронах.Что же касается фильмов,как,кстати,и книг,то они должны соответствовать времени.Например,вышедшая в 2006 году книга Корчного "Шахматы без пощады" лет этак на
20 раньше читалась бы куда с большим интересом.

Эта история в сюжетном плане

Эта история в сюжетном плане перекликается с ''Утиной охотой'' Вампилова. Наверное, про нее многие вспомнили.

"Живой труп"Толстого,но

"Живой труп"Толстого,но неохота перечитывать.

Кажется, с похожим названием

Кажется, с похожим названием еще у Одоевского.

Наверное, уважаемый Palop, Вы

Наверное, уважаемый Palop, Вы имеете в виду произведение Владимира Одоевского "Сказка о мёртвом теле, неизвестно кому принадлежащем"; простите великодушно, если моё предположение ошибочно :-) И само выражение "живой труп" до Л.Н.Толстого употребляли в русской литературе не один раз. Причём новая "история" ближе, например, к той, которую воссоздал Пушкин в своей поэме "Полтава", дело было опять-таки в Украине:

... Встаёт с одра
Мазепа, сей страдалец хилый,
Сей труп живой, ещё вчера
Стонавший слабо над могилой.

Подразумевалось произведение

Подразумевалось произведение под названием ''Живой мертвец'', уважаемый профессор.

По, уверен, понятным Вам,

По, уверен, понятным Вам, уважаемый Palop, содержательным соображениям я бы предпочёл, чтобы моё предположение оказалось правильным; но нет - так нет... :-)

Честно говоря, уважаемый

Честно говоря, уважаемый профессор, данного писателя читал в детстве: ''мертвеца'' помню смутно, а ''Сказку...'' не помню вообще. Возможно, Владимир Федорович действительно спекулировал на этой теме, обожая всяческую мертвечину, обожая всяческую жизнь.

Уважаемый Palop, дело здесь

Уважаемый Palop, дело здесь НЕ во Владимире Фёдоровиче: сайт шахматный, поэтому нужно провести несложную трёх- или четырёхходовочку :-) Для такого любящего доходить до сути остроумного и эрудированного обладателя острого ума, как Вы (это не лесть, а моё восприятие; если считаю иначе, из меня силком "комплиментарной оценки" не вытянешь), это при желании большого труда не составит. Как обладатель указанных качеств Вы на этом сайте, насколько могу судить, далеко не одиноки. Желающие проведут указанную трёх-четырёхходовочку и сразу поймут, почему я не озвучил "итоговую" мысль ПРЯМО. Надеюсь, тоже не станут её озвучивать, чтобы не... В общем, искреннее спасибо за внимание!

''Найти-(открыть)-прочитать-с

''Найти-(открыть)-прочитать-сообразить''? Последний ход, может, и не дастся, но за вступительные ручаюсь.

Догадываюсь, что Вы хотели

Догадываюсь, что Вы хотели сказать, уважаемый профессор.) Даже если Вашу мысль не поймал, все равно своя ''порадовала'' - в любом случае спасибо! Как думаете, удастся ему зайти обратно и избавиться от этой привычки?
Пришла в голову еще одна параллель, шахматная: читал, что Таль где-то в 60-е годы был настолько близок к смерти, что ''в его честь'' уже и некролог в редакции одной газеты заранее написали; Михаил Нехемьевич этот некролог видел и вроде как был потрясен.

Господа, позвольте записать.

Господа, позвольте записать. "Роза", "Асса", "Утиная охота", "Живой труп". Cпасибо, на месяц мне есть чем заняться. Ничего из этого списка не читал/смотрел.

А вот "Курьер" смотрел. Очень понравился.

Главное, что не "Смерть Ивана

Главное, что не "Смерть Ивана Ильича" того же Льва Николаевича. Выпадет три-четыре часика свободного времени - с удовольствием перечитаю.

А ещё "Репку" и

А ещё "Репку" и "Тараканище"...

Как здорово, Николай, что и

Как здорово, Николай, что и Вы не остались в стороне и поделились своими любимыми книгами!

Смею надеяться, что в вашем

Смею надеяться, что в вашем хосписе они пойдут на ура.

Так ведь узурпатор власти у

Так ведь узурпатор власти у Корнея Чуковского в "Тараканище" - не кто иной, как любимый и уважаемый Мониным кремлевский горец. Кстати, он у Чуковского расcтрелял зятя.
Пока Yuriy Chernetskiy получал образование, Монин на "черном рынке" спекулировал книгами, и ему было не до институтов всяких. Так и вышло, что один стал профессором, а другой так и остался... Мониным.

Макулатурой свой гараж Набил

Макулатурой свой гараж
Набил истЕрик, впавший в раж.
Клопов считая в гараже,
Он стал истОриком уже!

//За всё придётся ответить

//За всё придётся ответить каждому из нас".Чистая совесть-крепкий сон-отменное здоровье-цепочка,которая есть счастье,но как же оно тяжело достаётся.//

Важно, чтобы советские люди поняли: они помогли разнести чуму талмудического фашизма по всему миру. И осознали свою часть вины за содеянное. Если после этого они еще смогут "крепко спать" - то это означает, что ни ума, ни чести, ни совести у советских големов уже нет.

Как говорил Савва Игнатьич,

Как говорил Савва Игнатьич, ''живут ведь не для радости, а для совести''.

''...встретили бывшего

''...встретили бывшего судью,который выкинул меня с детьми и женой на улицу...''. - Вот это всем кино - кино! Как сказал бы этому судье на Вашем месте М. Ю. Лермонтов, ''но есть и божий суд, наперсники разврата!''

"Асса", должно быть, просто

"Асса", должно быть, просто опередила эпоху на поколение-другое. Младшая дочь у меня (7 лет) просто в восторге от клипов и сцен из фильма. При очевидном непонимании глубин сюжета - несомненное эстетическое воздействие на поколение клипо-мыслящих :)

По сравнению с ''Два

По сравнению с ''Два капитана-2'' ''Асса'' - это просто соцреализм!) Да, такого рода фильмы были направлены в первую очередь на слом старой культуры, старого шаблона восприятия и мышления.

Знаю, что у фильма "Асса" лет

Знаю, что у фильма "Асса" лет 10 назад вышло продолжение, не смотрел его.
(Современные российские фильмы на "Тарасе Бульбе" Бортко и "Ликвидации" для меня в основном закончились - как говорится, от греха подальше, и уже не интересно, в какой еще контекст можно внедрить имперскую пропаганду - понятно, что в любой. Не хотелось проверять, дошел ли Соловьев до того, что Бортко).

В своё время "Асса" - "...Роза..." - "Дом под звездным небом" было трилогией: подавалось как трилогия, я с этим согласен и, по итогам так это и воспринимал.

Точка кипения, начало перемен / Перемены пошли, смятение в умах / Первое осмысление проблем и предчувствие, оказавшееся невероятно точным,  с чем перемены столкнутся и к чему приведут.

В порядке вкусовщины, в полном смысле художественно приемлемым из трёх фильмов считаю, честно говоря, только "Ассу", хотя в "Розе" (смотрел в Краматорске в 1990 году) много ударных моментов, и как минимум пару ударных персонажей, люблю песню "Лой быканах", etc. но в целом это совершенно хаотичный и неровный фильм.

В "Доме", казалось, с художественностью и всем остальным напряг, но там есть открытое, жесткое политическое высказывание. Может быть, "Дому" просто повезло, что история с 2000 года пошла по пунктирно, но вполне зримо прочерченной линии - а вот зрителям, наоборот, не повезло с тем же самым.

"Курьера" читал в армии, в

"Курьера" читал в армии, в журнале "Юность". На фоне серых армейских будней - очень пёстро. Почему то отложилось, что автор - Токарева. Уже проверил, что нет.

"Ассу" прекрасно помню, думаю, что и сейчас смотрелась бы хорошо. А наткнулся несколько лет назад на "Курьера", правда, уже фильм, - не то. Может быть связано с возрастом, может быть с тем, что много лет не живу в России.

Что касается Бабченко, если продолжить тему кинемотографа, то приходит на память мэтр Роше из "Ищите женщину".

И слава Богу, что ситуация оказалась совсем иной, чем "Ситуация с Бонни" из "Криминального чтива".

Смотрите также...

  • Е.СУРОВ: Московское время 19.24, прямой эфир Chess-News, всем добрый вечер. Последний тур чемпионата Европы еще продолжается, а у нас на прямой связи Алексей Дреев, который уже сыграл последнюю партию. Алексей, здравствуйте. Как вы сыграли, кстати? Трансляция задерживается.

    А.ДРЕЕВ: Привет, Жень. Выиграл я черными у Ковалева.

    Е.СУРОВ: А, вот теперь вижу. Ну что ж, поздравляю! Конечный результат какой?

  • Е.СУРОВ: Дамы и господа, снова в нашем эфире Генна Сосонко, который присутствовал на, в каком-то смысле, историческом матче ветеранов, как признал один из его участников, Каспаров – Шорт. Здравствуйте, Генна.

  • Е.СУРОВ: С нами Владимир Крамник. Приветствую вас! Скажите, когда две партии белыми на старте, есть ли у вас какая-нибудь особенная стратегия? Ясно, что таких случаев в вашей практике, наверное, было бесчисленное количество в разных турнирах. Надо ли по максимуму набрать очки на старте? Или это всего лишь обычный турнир?

  • С самого начала женского чемпионата мира в Ханты-Мансийске организаторы соблюдают традицию: к каждой только что проигравшей участнице подходит молодой человек, говорит слова благодарности и дарит вот такой букет цветов: 

  • Е.НАЕР: …Я читал вчера про "тело Виши". Сложная тема.

    М.МАНАКОВА: Нет, но я же права?

    Е.НАЕР: Шучу, шучу. Но мне лучше попроще вопросы.

    М.МАНАКОВА: Кстати, вот Морозевич замечает такие вещи – кто больше расслаблен, кто ещё как-то. Он бы откликнулся на эту тему, мне кажется.

  • Е.СУРОВ: Давид, приветствую! Мы сейчас в Праге, встречаемся за час до начала очередной партии с Раппортом, и я хочу вас попросить. Давайте сразу договоримся: если, не дай бог, она пройдёт для вас неудачно, то я не виноват.

    Д.НАВАРА: Да, здравствуйте! Я приветствую всех слушателей и хочу извиниться за то, что за час до интервью у меня возникли некоторые проблемы со здоровьем. Но теперь уже всё в порядке, и я надеюсь, что это больше не повторится.

  • На съезде РШФ 3-го февраля каждому кандидату в президенты отводилось десять минут на выступление перед делегатами. Основным соперником (если уместен этот термин) Андрея Филатова стал Иван Стариков. Мы предлагаем вам сравнить выступления обоих.
    Все видео - здесь

  • М.МАНАКОВА: Это президент Московской шахматной федерации.

    В.ПАЛИХАТА: А это будет видео?

    М.МАНАКОВА: Да.

    В.ПАЛИХАТА: Здравствуйте!

    М.МАНАКОВА: Здравствуйте! А вы пришли купить сувенирчики?

    В.ПАЛИХАТА: Обязательно! Детям, сотрудникам, себе лично. Вот сейчас еду за границу и буду там демонстративно носить. Пропагандировать шахматы.

  • Запись прямого эфира: 20.12.2015, 20.10
    Длительность - 12 минут.

    Е.СУРОВ: Московское время 20 часов 10 минут, у нас экстренный выход в прямой эфир, и вместе со мной на связи из Катара героиня (не побоюсь этого слова) первого тура – независимо от каких-либо ещё результатов, - Нино Бациашвили. Нино, приветствую!

    Н.БАЦИАШВИЛИ: Здравствуйте!


  • Запись прямого эфира: 27.03.2012, 17.15

    Е.СУРОВ: Не знаю, как вы, уважаемые слушатели, а я эту песню слушал на повышеной громкости. У нас в прямом эфире обещанная Елена Климец. Елена, здравствуйте. От вас сейчас, признаться, идет шум не меньший, чем от группы «Мумий тролль», прозвучавшей только что.