В связи с тем, что ФИДЕ не только проведёт в декабре чемпионаты мира по быстрым и блицу в Эр-Рияде, но и заключила трёхлетнее соглашение с Саудовской Аравией, мы продолжаем серию материалов, повествующих, пусть кратко и упрощённо, о том, что происходит сегодня в одной из сверхдержав на Ближнем Востоке. Причём сами шахматы являются важным штрихом к портрету, ведь женский турнир станет беспрецедентным: впервые в истории спорта страны участницам разрешат играть без головных уборов.
В ближайшее время ожидается окончательный список заявившихся игроков. А пока - ещё об одном громком событии: по разным оценкам его так или иначе можно отнести к "ветерку перемен", подувшему внутри государства, хотя и скептиков на этот счёт тоже хватает.
Молодой красавец-саудит - первый потенциальный наследник престола из нового поколения. Фото - Hassan Ammar, AP
В начале ноября 32-летний наследный принц Саудовской Аравии и самый молодой министр обороны в мире Мухаммед бен Салман (сын короля Салмана, именем которого назван предстоящий шахматный чемпионат) возглавил специальный комитет по борьбе с коррупцией. В этом не было бы ничего странного, если бы речь шла не о регионе, где коррупция - в "западном" понимании этого слова - скорее образ жизни. В кратчайшие сроки принц арестовал многих высокопоставленных чиновников и бизнесменов, которые этот образ вели. Обвинения получили около двухсот человек, одиннадцать из них - принцы королевской крови, родственники Мухаммеда бен Салмана.
Отметим, что расправа над родственниками вовсе не является из ряда вон выходящим явлением в стране, власть в которой со дня основания принадлежит одному большому семейному клану. К примеру, в 1977-м году принцесса Мишааль - правнучка основателя государства и первого короля Абдул-Азиза - поплатилась жизнью за любовь к сыну посла Саудовской Аравии в Ливане. Пара решила бежать из родной страны, но оба попались в аэропорту. 19-летнюю девушку обвинили в развратном поведении и расстреляли. Действиями палачей лично руководил дедушка принцессы. Возлюбленного Мишааль заставили наблюдать за казнью, а затем его обезглавил ещё один из тех, кто был связан с несчастной кровными узами.
...и кому умирать молодым...
И это только одна из многих историй. Убийства, интриги, дворцовые перевороты сопровождали саудовскую династию на всём её пути.
Но масштабы нынешней антикоррупционной кампании - невиданные ранее. Впрочем, есть принципиальное отличие: 95 процентов арестованных согласились на предложенную властями сделку. А именно - выкупить свою жизнь и свободу задорого. Признавшие себя виновными саудовские богатеи пополнят казну страны примерно на двести миллиардов долларов.
Примечательно, что задержанных поместили в роскошный отель "Ритц-Карлтон" в Эр-Рияде (предоставят ли шахматистам сопоставимые жилищные условия?). Правда, как с ними выясняли отношения и принуждали к компромиссу в стенах гостиницы, откуда предварительно выселили всех постояльцев, остаётся неизвестным.
Тюрьма для проворовавшихся чиновников
В результате скандала Мухаммед бен Салман оказался в центре внимания всего мира, а читатели американского журнала Time даже назвали его человеком года.
Этой традиции уже девяносто лет: на обложку последнего в году номера одного из самых влиятельных политических еженедельников помещается персона, которую выбирают читатели. Наследный принц Саудовской Аравии не просто победил, а с большим отрывом: его предпочли 24 процента голосовавших, в то время как оказавшийся на втором месте собирательный образ #MeToo набрал 6 процентов. Рейтинг Ангелы Меркель, Владимира Путина, Дональда Трампа (победителя прошлогодней номинации) и ещё нескольких лидеров государств не превышает трёх процентов.
Однако не успели СМИ растиражировать эту новость, как появилась другая: редакция журнала не согласилась с выбором читателей и своим решением постановила признать человеком года того самого коллективного героя.
"Нарушившие молчание" - это те, кто заговорили, когда в октябре журнал New Yorker и газета New York Times опубликовали статьи с обвинениями известного голливудского кинопродюсера Харви Вайнштейна в сексуальном домогательстве. Десятки актрис рассказали, как он пытался затащить их в постель. В знак поддержки ещё одна актриса Алисса Милано запустила в твиттере флешмоб #MeToo ("меня тоже"). В постах с этим хэштегом пользователи делятся личным опытом на ту же тему.
#MeToo https://t.co/VWssdltU3n
— Monica Lewinsky (@MonicaLewinsky) 16 октября 2017 г.
В разгар акции фотограф Леннарт Отс, чьи работы мы часто видим во время крупных шахматных турниров, поинтересовался, есть ли что сказать об этом кому-то из шахматного мира. "Нарушивших молчание" пока не нашлось, зато в нашем твиттере появился ответ, неожиданно вызвавший довольно бурную реакцию. Сообщение содержит пусть никогда и не переходившую в разряд официальной и доказанной, но "всем известную" информацию:
Let's put it this way: in the chess world a "sexual harassment" is the only chance for some unsuccessful players (especially girls) to earn money in tournaments being in some official position.
— Chess-News.ru (@Chess__News) 19 октября 2017 г.
Переводя с ломаного английского на простой русский: в шахматах существует секс за деньги, работу и прочие полезности.
Лишь небольшая часть публики в твиттере отреагировала одобрительно, большинство же приняло упоминание этого прозаического факта в штыки. Что странно: ведь никто не удивится, если сказать, что шахматный мир полон коррупции (подходящее слово, чтобы заодно закольцевать текст). А озвученная пикантная подробность - всего лишь деталь общей порочной системы. И если уж на то пошло - шахматный мир в этом смысле мало чем отличается от всех остальных.
Действительно, как можно
Опубликовано Сава в 8 Декабрь, 2017 - 12:23.
Счет: 2
Действительно, как можно проводить турниры в стране где 40 лет назад произошло убийство, а теперь борются с корупцией.
Или о чем эта статья?
пока страна закрытая для
Опубликовано Юриюрич в 9 Декабрь, 2017 - 10:04.
Счет: -1
пока страна закрытая для туристов и мероприятий, ждать там перемен не приходится. это видно на контрасте ОАЭ и СА. ОАЭ достаточно сильно продвинулись в либерализации прав женщин по сравнению с СА, во многом благодаря туристам и открытости страны. то, что без платков - большой шаг