Вы, конечно, узнали. Это действительно новая звезда российских шахмат трехлетний Миша Осипов, оказавший пару месяцев назад достойное сопротивление Анатолию Евгеньевичу Карпову. После поражения ребёнок поначалу крепился...
Плакал после поражений и маленький Боря Спасский. В 1946 году в шахматном клубе ленинградского Дворца пионеров Владимир Григорьевич Зак подвел девятилетнего мальчика к опытному первокатегорнику Вите Корчному. Тот давал сеанс одновременной игры более молодым; тренер любил эту форму и нередко использовал её в своей практике.
Первая фотография за шахматами Бори Спасского (Ленинград 1946)
«Этот что ли, - мотнул головой Корчной, едва посмотрев на мальца. Разница в возрасте между ними была гигантской, целых шесть лет. - Ну, разве что вслепую…»
Партия закончилась быстро. Французская с 3.е5, сразу после выхода из дебюта последовало Bхh7, Ng5, Qh5 и мат. Боря заплакал.
А спустя два года состоялась их первая официальная встреча. Впрочем, и она длилась недолго.
Виктор КОРЧНОЙ - Борис СПАССКИЙ
Ленинград 1948
1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.f4 Bg4 7.Bb5+ Nbd7 8.Bxd7+ Qxd7 9.Qd3 e5 10.Nf3 Bxf3 11.Qxf3 Qg4 12.Nd5
Спасский сдался и снова заплакал.
«Чего это ты, – спросил более умудренный соперник, - после 12...Kd8 13.Qxg4 Nxg4 14.h3 Nh6 15.fxe5 dxe5 16.Bg5 и потом 17.Bf6 позиция, конечно, плоха, но фигура не проигрывается...» Боря заплакал ещё горше.
Много лет спустя Борис Васильевич вспоминал: «Однажды Фишер проиграл мне, расстроился и заплакал. Ничего страшного в этом нет, я тоже иногда плакал после поражений. Так что, если вы плачете, это нормально...»
Бывают слёзы и другого рода.
СПАССКИЙ - ПЕТРОСЯН
Сыграв 22.Ne4 в девятнадцатой партии матча на мировое первенство с Петросяном (1969), претендент, по его собственным словам, отошел куда-то в уголок за сценой, присел, чтобы его никто не видел у шторы, и дал волю слезам.
Борис понимал, что выигрывает и, выходя на плюс два при пяти остающихся партиях, находится на расстоянии вытянутой руки от чемпионского звания. Так что слезы здесь были скорее сбросом эмоций, приказом взять себя в руки. «Почистить перышки», как любит говорить сам Борис Васильевич.
* * *
В последние годы всё большую популярность приобретают всевозможные ветеранские турниры. Понятно, что успехи участников (и участниц) таких турниров позади, и результат играет далеко не такую важную роль, как в молодые годы. Но поражения всегда огорчительны, и трудно сказать, как реагируют на проигрыш шахматисты в возрасте. Не думаю, что они плачут, как, возможно, делали в детстве. Хотя никогда не знаешь...
Старый, немощный Свифт просил почитать вслух его собственную «Сказку бочки» и плакал оттого, что когда-то мог ТАК писать.
А когда итальянский писатель Габриеле Д’Аннунцио и его старая подруга актриса Элеонора Дузе после многих лет разлуки встретились, оба, не сговариваясь, встали друг перед другом на колени и тоже заплакали.
Это, конечно, об одном и том же: о талантах, растворившихся с годами и о чувствах, которые никогда больше не повторятся. О притупившихся эмоциях и об угасании желаний. О навсегда ушедшей молодости. И о том, что чем ближе конец - тем острее хочется жить.
Не секрет, что мужчины выплакивают слез меньше и вообще плачут значительно реже женщин. Прекрасный пол много терпеливее и выносливее мужчин, но и слезливее. Причина тому - пролактин, гормон, уровень которого в крови всё время меняется, вызывая подчас необъяснимые перепады настроения. Уверен, мужья шахматисток, равно как и женские тренеры могут кое-что порассказать по этому поводу.
А так... У женщин древнего Египта и Персии был обычай: они собирали свои слёзы в сосуды, смешивали с розовой водой и полученную жидкость применяли для лечения раненых воинов.
Не знаю, помогал ли тем волшебный раствор, но сегодня врачи утверждают, что после плача происходит спад напряжения, что слёзы нормализуют кровяное давление и сохраняют молодой кожу вокруг глаз.
Так что, проиграв партию, плачьте на здоровье, да и на ботокс не надо будет тратиться.