Виктор Корчной: "Каспаров не возвращается в Россию? Правильно делает!"

Понедельник, 16.02.2015 22:28

Е.СУРОВ: Сейчас вы прочтете не интервью, к которым, возможно, привыкли на нашем сайте. И даже ничего похожего на тот диалог, который у нас состоялся с Виктором Львовичем здесь же, в Цюрихе три года назад. Тогда с Корчным можно было разговаривать один на один, сейчас же без помощи сидевшего рядом Генны Сосонко не вышло бы ничего. Неправильно было бы публиковать аудиозапись, более того - что-то из произнесенного Корчным пришлось вырезать, отнюдь не по цензурным соображениям - у Маэстро затруднена речь. Но Генна - гарант того, что мысли прославленного ветерана переданы где-то дословно, а где-то - верно по смыслу.

Мы заняли внимание Корчного вскоре после того, как он завершил свой матч с Ульманом и незадолго до его отъезда домой в Волен (час езды от Цюриха). "Конь с2 - а1..." - с этого Виктор Львович начал общение. Его мысли были только о сыгранных партиях.

Е.СУРОВ: Как вы оцениваете этот матч с шахматной точки зрения?

В.КОРЧНОЙ: Очень слабо. Первую партию он играл на ничью, менял все фигуры... Вторая партия, несмотря на мою победу, ужасная по качеству: Ульман разыграл староиндийскую, не понимая, что происходит на доске. Третьей партией я доволен, хотя в конце, кажется, соперник имел шанс на ничью. А до этого у него была компенсация за пешку.

Е.СУРОВ: Как вы готовились к этому матчу?

В.КОРЧНОЙ: Плохо.

Г.СОСОНКО: Как же плохо, когда во второй партии вы выиграли, благодаря дебюту?

В.КОРЧНОЙ: А он не понимает дебюта!


Вольфганг Ульман

Г.СОСОНКО: А ваш ход 6...Nd5-e7 в третьей? В подавляющем большинстве случаев в той позиции конем отступают на b6.

В.КОРЧНОЙ: Один американец со мной однажды сыграл Ne7...

Г.СОСОНКО: Что за американец? Уж не Роберт ли..?

В.КОРЧНОЙ: Американец. Мне понравилась та идея, и вот я её применил.

Е.СУРОВ: Из современных шахматистов кто лучше понимает шахматы?

В.КОРЧНОЙ: Трудно ответить. По-моему, все понимают.

Е.СУРОВ: А чемпион мира - понимает ли шахматы настолько же лучше своих соперников, насколько опережает их в рейтинге?

В.КОРЧНОЙ: Я невысокого мнения о чемпионе мира.

Е.СУРОВ: А если взять Каспарова и Карпова (оба уже представляют историю шахмат) - кого из них вы оцениваете выше как шахматиста?

В.КОРЧНОЙ: Каспаров много выше, чем Карпов.

Г.СОСОНКО: И выше, чем Фишер?

В.КОРЧНОЙ: (улыбается, делает характерный для себя плавный жест рукой) Фишер - это Фишер…

Е.СУРОВ: Недавно Спасский рассказывал, что часто разговаривает с Фишером во сне. Является ли вам в сновидениях Фишер? Или Спасский?

В.КОРЧНОЙ: Бывает.

Е.СУРОВ: Что говорят?

В.КОРЧНОЙ: Меня до сих пор интересует способность Спасского угадывать мысли на расстоянии.

Г.СОСОНКО: Здесь нельзя не вспомнить 1977 год, ваш матч с Борисом Васильевичем. Вы же чувствовали что-то, когда играли с ним?

В.КОРЧНОЙ: Да, что-то было. Он выиграл четыре партии подряд.

Е.СУРОВ: Что-то было?

В.КОРЧНОЙ: Да.

Е.СУРОВ: Что-то сверхъестественное?

В.КОРЧНОЙ: Да.


Фуршет по окончании матча. Ульман и Корчной с женами, Генна Сосонко рядом с Мэтром

Е.СУРОВ: Как вы относитесь к политическим взглядам Каспарова и вообще к сегодняшней ситуации в мире?

В.КОРЧНОЙ: У Каспарова и Карпова есть что-то общее – оба они хотят стать депутатами Думы…

Е.СУРОВ: Карпов уже депутат!

В.КОРЧНОЙ: Вот именно.

Е.СУРОВ: А у Каспарова тоже подобные амбиции?

В.КОРЧНОЙ: Да, так получается.

Г.СОСОНКО: Но он два года назад эмигрировал из России и с тех пор туда не возвращается, опасаясь ареста.

В.КОРЧНОЙ: Правильно поступает!




Комментарии

Спасибо, Евгений! Эта беседа

Счет: 6

Спасибо, Евгений!
Эта беседа - вызывает шок.
Он такой рассказчик был... так умно, по-хорошему многословно "ставил" каждую фразу. Столько смысловых оттенков возникало.
= = =
В 90-х годах я чуть не ежегодно записывал Корчного во время его приездов в Израиль, где его мачеха тогда жила. Все эти home-video сохранились. Я их отцифровываю постепенно.
= = =
Он велик.

Да, конечно, время все

Счет: 2

Да, конечно, время все меняет.
К величайшему сожалению, это поколение ленинградцев, настоящих ленинградцев уже уходит...
Вчера получил посылку из России, в которой была небольшая книжечка о знаменитом шахматном арбитре, капитане первого ранга, инженере и прекрасном человеке, ныне покойном Якове Давидовиче Зиндере (Быстров, Новиков, Тхоржевский - "Адмирал человеческих душ". Петербург, 2014).
Эх, какие были люди...

Когда скоропостижно скончался Леонид Штейн, то на его смерть из ведущих шахматистов мира откликнулись только двoe: Фишер и Корчной. Конечно, ведущие шахматисты - люди очень занятые, но бывают моменты, когда следует проявить обыкновенную человеческую чуткость.
Корчной написал вдове гроссмейстера проникновенное письмо.
"Витя" - это ЧЕЛОВЕК!

Яков, а как Вы думаете, если

Счет: -2

Яков, а как Вы думаете, если бы - гипотетически - Корчной и Штейн встретились в претендентском матче и Корчной проиграл бы... сохранил бы он доброжелательное отношение к сопернику?

Вот уж здесь я уверен на все

Счет: 0

Вот уж здесь я уверен на все 100%! Сохранил бы.
Штейн был его другом, человеком близким ему по духу. Я знаю прекрасно, как они друг к другу относились. И самое главное - Корчной постоянно говорил и писал о своих двух поражениях от Штейна. Одно из них (Москва, Зональный Турнир 1964) он считает великолепным достижением Штейна, образцом атаки на короля.
Помните, у Пушкина есть такая фраза - "Друзья души моей". Вот это тот самый случай, хотя и не очень типичный для шахматногo мирa.
Кстати, в Ваших материалах нет ничего о Штейне?

Очень сомнительно. Когда

Счет: -1

Очень сомнительно. Когда Главред задал вопрос Васюкову о ком из соперников у Корчного было хорошее мнение, то так и не получил внятного ответа. Думается, Евгений Васюков знал Виктора Львовича получше Ирушки.

Ин-вью Васюкова мы тут уже

Счет: 2

Ин-вью Васюкова мы тут уже обсуждали в 2011-м, в канун 80-летия Корчного. Так уж исторически сложилось, что ряд секундантов Корчного на разных этапах его карьеры (Васюков, Цейтлин, Мурей) затаили на него обиду. И, надо признать, он дал основания...
Но по существу - заявление Васюкова типичная инсинуация. Мне посчастливилось говорить с Корчным немало часов. Однозначно плохое отношение у него только к Петросяну и Карпову. В то же время, как великий среди великих, он находил самые разные краски для Ботвинника и Смыслова, Кереса и Бронштейна, Таля, Спасского, Фишера, Каспарова... Относительно Леонида Штейна - я обязательно проверю. Самому интересно.

Проиграв относительно

Счет: 1

Проиграв относительно недавно,причем впервые в жизни, Васюкову в ветеранском турнире,Корчной
был весьма зол на своего соперника.Впрочем,Корчной после поражения и "просто" Корчной-
разные люди.

Великим людям совсем

Счет: 9

Великим людям совсем необязательно хорошо говорить, чтобы что-то сказать. Корчной успел сказать очень многое своим поклонением шахматам, своим безмерным талантом. Низкий поклон великому шахматисту и пожелания здоровья Виктору Львовичу!

Есть ли в той видео-хронике

Счет: 0

Есть ли в той видео-хронике высказывания Корчного о Штейне. Боюсь, что нет. Тогда, в 1995-98, он (В.К.) еще очень свежо переживал Багио и Мерано. От них и расходились круги его монологов... Меня удивляло, что даже очень успешные для себя 1960-е он почти не затрагивал. Мне даже приходилось специально обращать его внимание на то, что - согласно сухой статистике (журналист Виктор Песин помог собрать и обработать) - он в 60-х годах был "турнирным чемпионом мира". Да-да, не Фишер и не Ларсен со Спасским, а именно Корчной.

Хотелось бы надеяться, что

Счет: -3

Хотелось бы надеяться, что что-нибудь все-таки найдется. Очень хотелось бы.
В Багио Корчной произнес фразу, сильно обидевшую Карпова: "Карпов где-то слышал, что слон лучше, чем конь. В руках Леонида Штейна, может быть, но не в его руках!" Карпов сам этой фразы не слышал, но ему донес кто-то из его услужливых холопов. Карпов очень обиделся. Вот что написал Рошаль в якобы "книге Карпова" "B Далеком Багио": "В приличном обществе подобные реплики в адрес соперника - даже если он не является чемпионом мира - верх бecтактности". Думаю, что его обидела не сама фраза, а сам факт, что кто-то мог делать что-то лучше него. И уж тут не до "фантастического таланта" Леонида Штейна.
А "приличное общество" - это сталинский прокурор Батуринский, агент КГБ Рошаль, "психолог" Зухарь, "охранник" Пищенко, посол СССР на Филиппинах Михайлов (деревянноликий истукан на знаменитой фотографии, сделанной во время исполнения "Интернационала") и прочие. Знаем мы, чем это общество закончило...

В. Корчной огромный талант,

Счет: -1

В. Корчной огромный талант, великий шахматист. А. Карпов огромный талант, великий шахматист. То, что от в настоящем депутат и всегда (на)веселый ни о чем не говорит (вспомните Алехина). Тот период их жизни, был тяжелым для обеих.

По-моему, свой талант Карпов

Счет: 1

По-моему, свой талант Карпов доказал уже идя под гору - когда в честной (!!!) борьбе обыграл молодых Юсупова и Гельфанда в претендентских матчах.
А вот Корчного он не только гнобил с помощью советской госмашины, а еще и подвел под 10-летний бойкот, отрезав тем самым от главных соревнований.

Ну что Вы такое говорите?!

Счет: 0

Ну что Вы такое говорите?! Какие там Гельфанд с Юсуповым. Матчей с тем же Каспаровым Вам недостаточно? А претендентские матчи с Корчным и Спасским? А огромное количество выигранных супертурниров?
Сам же Корчной написал о главной причине, по которой не смог завоевать корону - он вышел на пик своей силы слишком поздно.

-По свидетельству

Счет: 1

-По свидетельству гроссмейстера М. - уже в ленинградском межзональном (1973) Карпову вынужденно давали очки Тукмаков и ... забыл еще имя.
-И суперниры свои он сколотил из удобных ему соперников, играть с которыми набил руку. Единственного же подлинно-опасного бойца (Корчного) - вывел с орбиты посредством бойкота...
-О том, что там в матчах с Каспаровым происходило, ... даже странно, что Вы не в курсе. Каспаров об этом подробно в своих книгах рассказал.
-Вот и получается, что самые "чистые" достижения Карпова - это два претендентских выигранных матча у молодых Юсупова и Гельфанда.

Каспаров много чего

Счет: 1

Каспаров много чего нелицеприятного написал о Карпове. Но никогда не подвергал и малейшему сомнению его талант и чудовищную силу игры. Более того, он утверждал что и у самого Фишера не было шансов против Карпова. А вы тут говорите что доказал свой талант в зените карьеры против Юсупова и Гельфанда... Это же нонсенс. Ну возьмите, к примеру, том о Карпове из серии "МВП".

Вы правы, Каспаров (правда,

Счет: 1

Вы правы, Каспаров (правда, заметьте, поздний Каспаров, ретро-Каспаров) всячески превозносит шахматные стати своего исторического соперника. При том, что никто лучше него не знает всей подноготной их борьбы. Это странно. И - объяснимо. Полагаю, что таким опосредованным образом 13-й чемпион возвеличивает ... себя. Посмотрите, мол, кого я завалил!

Судя по всему, Вы согласны с

Счет: 0

Судя по всему, Вы согласны с тонким намеком Корчного в интервью, что Карпов и Каспаров друг друга стоят :)

Между прочим,сегодня

Счет: 1

Между прочим,сегодня отмечается 30-летие прекращения первого матча Карпов-Каспаров,а кто главный
виновник этого события-Грамов,Севастьянов,Алиев,Кампоманес или кто-либо еще,так и остается невыясненным.

Главный виновник прекращения

Счет: 3

Главный виновник прекращения матча - советская система, которую пользовали в своих интересах оба великих К. Вот Корчной систему не пользовал и был бескомпромиссен!!

Да, (якобы Тукмаков и

Счет: 1

Да, (якобы Тукмаков и Кузьмин). Однако, "подлинно-опасный боец" с ним, в 73-74 г.г. встречался дважды, (межзональный и финал претендентского), а в этот момент бойкота еще не было. (Правда Корчной впоследствии заявил, что на него давили, но это не одно и то же).

Есть такая фраза:

Счет: 0

Есть такая фраза: "Свобода-это не тогда, когда делаешь что хочешь. Свобода-это когда не делаешь того, чего не хочешь." Примерно так. Вы уверены, что Карпов ЛИЧНО, принимал участие, во всех этих процессах и хотел ли он этого. Сомнительный ярлык. Это первое. Во вторых. И Ботвинник и Спасский (в основном до 71 года) шли на соглашательство с режимом, просто у Карпова это вышло на новый уровень.

Карпов старался ЛИЧНО не

Счет: 0

Карпов старался ЛИЧНО не участвовать настолько, насколько это было возможно и даже ходатайствовал об освобождении сына Корчного - http://chess-news.ru/node/2647

Добавлю, после 74 года,

Счет: 1

Добавлю, после 74 года, Корчной нигде не скрывал, своего отношения и громогласно обвинял, что на него давят. В результате он был неофициально невыездным и Карпов смог снять с него это "наказание", после чего и был Амстердам.

Карпов обижался на Корчного

Счет: 0

Карпов обижался на Корчного примерно так же как Карлсен обижается на Накамуру. За всю историю шахмат самые неприличные отношения были (и есть) у Крамника с Топаловым. Тут их никто переплюнуть не способен.

Корчной - это все равно

Счет: 5

Корчной - это все равно Корчной, даже в таком виде. Эмоций было много, но пожалуй самое сильное впечатление от увиденного - именно Виктор Львович. Великий БОЕЦ. Потом в отчете напишу подробнее.

"Дело" Корчного, как и

Счет: 1

"Дело" Корчного, как и Белоусовой и Протопопова, примы-балерины Кировского театра Макаровой и т.д.-это примеры того, как в брежневскую эпоху власть "на ровном месте" создавала диссидентов. Ну, допустим, стал бы Корчной под флагом СССР чемпионом мира, и что, свет бы перевернулся? Вероятнее всего, он стал бы, самое большее, слегка фрондировать, как В.Высоцкий, например. В свое время И.В.Сталин мог "поменять" Ботвинника на чемпиона другой национальности, но, судя по всему, такая мысль даже в голову ему не приходила.
К сожалению, в брежневскую эпоху занимались подобной мелочевкой, замешанной на кумовстве и протекционизме, а разложение и прямую измену в высших эшелонах власти проспали.

Как это "поменять Ботвинника

Счет: 1

Как это "поменять Ботвинника на чемпиона другой национальности"? Это же не министра
торговли заменить.Проблемы же во взаимоотношениях Корчного и Карпова,которые были
друзьями,начались,вероятно,с Фишера.Дело в том,что как только Бобби стал чемпионом,
в высших эшелонах советской власти смекнули,что победить его сможет только более молодой
шахматист из следующего поколения,и сделали ставку на Карпова.Корчной же этому противился,стремясь доказать обратное.Ну а как противостоять не только Карпову,но и
государственной машине?

Все это вполне возможно, и

Счет: -1

Все это вполне возможно, и логично, но уверен Вы согласитесь не доказывает, что Карпов победил Корчного с помощью "гос.машины". В 74, жил в СССР и на него давили, в 78 уже был за кордоном его бойкотировали. Давайте отвлечемся на момент от принятых суждений. Между Карлсеном и Анадом 20 лет разницы и в большей части, считается что эта разница играет первостепенное значение в победе первого над вторым. Почему, тот же очень важный резон категорично не принимается в отношении Карпова и Корчного. Между ними 20 лет и в 74 году Корчному было 43 (как Ананду в прошлом году), а в Багио уже 47. Неужели 40 лет назад возраст в матчах не играл никакой роли?

Уважаемый Рафшам, Вы задаете

Счет: 2

Уважаемый Рафшам, Вы задаете совершенно справедливый вопрос. Но параллель между неистовым Корчным и бесцветным Анандом я бы не проводил. Совершенно различный внутренний заряд.
А по сути...кто же спорит, наверное, это выглядело бы логичней, стань ВК чемпионом в 60-х годах. Из двух чемпионских циклов Петросяна - один вполне мог бы достаться ему.

С Петросяном они были одного

Счет: -1

С Петросяном они были одного возраста, так что там другие варианты. А вот насчет неистовства и бесцветности?? Шахматы это спорт, наука, но к театру отношения не имеет. Возраст влияет на память, скорость и подвижность ассоциативных процессов, энергетическую восполняемость и т.д.(захотите сами найдете полный перечень). За доской определяются другие параметры. Ананд никогда не был особо "цветным" и это не мешало ему всех обыгрывать. Внутренний заряд конечно имеет значение, но на спринтерских расстояниях. На стайерских уже труднее. Упаси бог, я не намерен ущемлять величие и гений В.Корчного. Но обвинять в том, что он не стал чемпионом Карпова-это нонсенс. В истории шахмат были великие гении, так и не ставшие чемпионами. Такова их судьба.

Да в том-то и дело, уважаемый

Счет: 2

Да в том-то и дело, уважаемый Рафшам, что Корчной, в отличие от Ананда, не гений. Он - переживший блокадную дистрофию ленинградский мальчишка-сирота, влюбившийся в шахматы до потери пульса. Неистовая сила этой влюбленности, помноженная на могучий характер, - вот секрет его достижений.

Вы как-то наивно повторяете

Счет: 1

Вы как-то наивно повторяете слова Корчного,что не обладая особым талантом, он добился всего тяжелой и кропотливой работой по самоусовершенствованию. Смахивает на частые разглагольствования Ботвинника о собственном "слабом" тактическом зрении. И, с другой стороны, все эти теории что такие шахматисты как Карпов,Ананд или Карлсен мало работали над шахматами и выезжали за счет таланта или помощников. Меня, например, абсолютно потрясло когда пару недель назад Карлсен вдруг упомянул идею из партии Флора 1949 года.

Уважаемый Зомг, вот,

Счет: 2

Уважаемый Зомг, вот, рекомендую, на тему величины природного таланта.
Спасский - в приватной беседе с К.Спрагеттом - о бесталанности Корчного:
http://canchess.tripod.com/humour.htm

Интересная тема для обсуждения.

Спасский, конечно, пошутил.

Счет: 1

Спасский, конечно, пошутил. Тема же, в самом деле, интересная. Думаю, тут путаются понятия таланта и гениальности. У Артура Шопенгауэра есть определение: "Талант - это поражение цели, в которые другие не могут попасть, а гениальность - это поражение цели, которые другие просто не видят". В шахматах, как впрочем и в других областях, гениев не так много. Я бы назвал только Капабланку, Таля и, может быть, Фишера.

Знаете, что удивляло и ...

Счет: 2

Знаете, что удивляло и ... уязвляло меня в разговорах-интервью с Цейтлиным и Муреем о Корчном (в середине 90-х, когда я пробовал собств.силами снять документ.фильм о ВК). Не сговариваясь, они оба подчеркивали, что ВК по всем компонентам ниже рангом, чем Петросян, Спасский и Таль. Пускай и обыгрывал их в матчах. К упомянутым трем - отношение их было с придыханием, как к подлинным небожителям. К Виктору же Львовичу - как к такому же земному раздолбаю, как они сами. Вот разве что с большой, извините, ж... Потом и у Васюкова (тоже бывш. тренера ВК) прозвучала эта. Кто-то из них произнес дословно следующее: "Да если б у Тиграна была такая ж-а как у Виктора..." -его бы никто не победил!".

Субъективные мнения и

Счет: 2

Субъективные мнения и спекуляции, которые никак не умаляют Корчного. Что по сути дела есть шахматный талант? Как его измерять? По отдельно сыгранным партиям? Но ведь это не живопись или скульптура. Рискну предположить наличие прямой связи с практическими достижениями шахматиста. Если бы Таль не выиграл турнир претендентов и матч у Ботвинника, то сейчас о нем бы упоминали как о Планинце или Велимировиче, шахматистов с нераскрытым потенциалом. Именно феноменальные практические результаты Корчного в первую очередь свидетельствуют о его таланте. Посмотрите на целую толпу современных гроссмейстеров в диапазоне 2550-2650, обладающих отменной памятью, отшлифованным дебютным репертуаром, работающих по 10 чаов в день и, тем не менее, навсегда застрявшими во втором эшелоне. Видимо, чего то все же не хватает. Того, чем несомненно обладал Корчной.

Очередная попытка сравнить

Счет: 1

Очередная попытка сравнить разные поколения,и опять,что называется,"не туда".В середине
прошлого века за пределами СССР играли в шахматы на более-менее профессиональном уровне
около 10 человек,а в СССР,чтобы куда-то пробиться,ничего не оставалось,как выходить
на уровень Корчного,Штейна или хотя бы Цешковского.А сейчас так называемый второй
эшелон с рейтингами 2550-2650 катается с турнира на турнир,зарабатывает относительно
неплохие деньги,и многих такая жизнь вполне устраивает.Талант же измерить можно разве
что тем,кто в раннем возрасте стал гроссмейстером.Очевидно,что Фишер по этому показателю
явно опережает Карпова и тем более Корчного.

Во-первых, все познается в

Счет: -1

Во-первых, все познается в сравнении. А во-вторых, речь идет не о заработке, а о неспособности перешагнуть определенную планку несмотря на огромную проделыываемую работу дома, знание современной теории и отличную память.

Это у

Счет: 2

Это у болельщиков,считающих,что любой талантливый шахматист должен бороться за звание
чемпиона мира,"речь не идет о заработке".А для шахматиста звание чемпиона где-то очень
далеко,а деньги-вот они,в кармане.А там где деньги,там и семья не нервничает,и хобби
можно себе позволить.И если условный Джобава со своей манерой игры достиг рейтинга
2700 и устраивающего его образа жизни,не стоит его судить слишком строго за то,что он
наверняка не станет чемпионом мира.

Все очень верно, только

Счет: 1

Все очень верно, только почему о Фишере "может быть". Он среди равных. (хотя парочку имен можно добавить)

Когда мы смотрим на шедевры

Счет: -2

Когда мы смотрим на шедевры из творчества Каспарова, Карпова, Ботвинника и других, в принципе понятно за счет чего они выигрывали. Позиционное понимание, основанное на опыте поколений, великолепный счет вариантов, домашняя подготовка и выдающиеся спортивные качества. Алгоритм поиска хода Капабланки и сюрреалистичная фантазия Таля относятся к разряду мистики. Объяснить или повторить это пока еще никто не сумел. Хотя, конечно, это мое личное мнение.

Да очень просто,

Счет: 1

Да очень просто, порекомендовали бы М.М. не участвовать в Матче на П.М., и провести, например, Смыслова в чемпионы. Или вы сомневаетесь в наличии такой возможности? Просто И.В.Сталин такими "мелочами" не занимался.

Яркое подтверждение того, что

Счет: 4

Яркое подтверждение того, что в высших эшелонах советской власти слабовато понимали шахматы. 60-летний КГБист Котов и его младший коллега, фанат хоккея, любитель водки Антошин - все же не уровень для серьезной аналитики.

Даже беглого просмотра партий Фишера с Корчным (без 1:1 в чемпионате мира по блицу мне вспоминаются восемь, тоже с равным счетом) достаточно, чтобы заметить масштабы трудностей, через которые проходил Бобби.

Он пять раз играл белым цветом - и, несмотря на это, по характеру позиций должен был уйти в минус.

Эх, красный мой двухтомник, где же ты есть... Один молодой талант, ежели сдержит слово, вернет через месяц-два, поэтому придется по памяти...

Байрес-1960, успешный для Корчного и неудачный для Фишера, - ничья. Американец белыми получил чуть похуже, но натолкнулся на редкое для Виктора, тогда еще не Львовича, благодушие.

Межзоналка, Стокгольм - очень боевая испанка, преимущество переходило туда-обратно, пока Корчной, держа ничью в руках, не подарил в цейтноте вторую пешку.

Кюрасао. Первый круг. Уфимцево-драконовская ловушка Корчного приносит жирный плюс черными по дебюту, впоследствии Фишер не мобилизует остававшихся шансов и проигрывает в стиле сеанса.

Кюрасао, второй круг. Корчной тотально переигрывает Бобби, но в ходе добивания подставляет фигуру. Первый претендентский цикл был похоронен именно этим зевком.

Кюрасао, третий круг. На этот раз уже Фишер оказывается сильнее в дебюте, однако в дело совсем не вовремя вступают азарт и нервы. Эндшпиль на два результата тремя ходами превращается в безнадежный. Сохрани белые хотя бы пешку g2 - могла выйти боевая ничья.

Такая, например, как в четвертом круге. Корчной, давно потеряв спортивный интерес, диктовал игру с первого до финального хода. Несколько раз он выбирал хорошее продолжение вместо сильнейшего - и вот так, на нюансах, не дожал до победы. Думаю, в лучшие свои годы он бы не выпустил из такой позиции даже Фишера.

Шестьдесят седьмой. Сус. Межзоналка, которую американец не доиграл. Единственный раз Корчному в однокруговом турнире выпали белые. Он поддавливает почти всю партию, но своевременная жертва качества - не путаю? - спасает лидера от больших неприятностей. С доски уходит большинство фигур, и руки жмут равные соперники.

Белград-1970. Одно из лучших турнирных достижений Фишера. Страшный разнос от Ковачевича (по некоторым данным, после подсказки обозленного Петросяна) не мешает привезти Глигоричу и советскому трио целых два очка отставания. Но Корчной в который раз переигрывает Роберта черными, подловив на дебютной микропогрешности. Сорок ходов, долгих сорок ходов Бобби вынужден отбиваться в тоскливом разноцвете, прежде чем убеждает соперника в своем искусстве защиты. Аналитики доказывали, что при четырех ладьях Корчной упустил очень перспективные продолжения. Оставим это профессионалам - обзор истории борьбы двух светил на этом завершен.

4:4. Недополученные половинки. Никаких проблем черным цветом. Громадный опыт и психологическая устойчивость, до которой далече тогдашним Карпову и Фишеру вместе взятым.

И такой шахматист, по мнению высших эшелонов советской власти, не имел шанса в долгой борьбе?..

Lucullus, я восхищен Вашей

Счет: 2

Lucullus, я восхищен Вашей эрудицией. Благодаря Вам, я посмотрел 10 партий между Фишером и Корчным.
Позволю себе поспорить с некоторыми Вашими оценками.
Буэнос-Айрес 1960: ничья в игровой позиции, где, однако, оценка компьютерной программы 0,00.
Стокгольм 1962: Фишер выпускал преимущество, потом возвращал - о преимуществе Корчного не было и речи. Корчной подарил вторую пешку не держа ничью в руках, а в тяжелой, скорее всего, проигранной позиции.
Кюрасао 1962, 4 круг. В той партии преимущество Виктора Львовича было нестабильным из-за слабости короля. Корчной упустил не несколько, а одно лучшее продолжение - а именно неочевидный тактический удар на 38 ходу.
Сус 1967: в несколько лучшем, совершенно безопасном эндшпиле (возникшем после дебютной перепалки) Фишер не вполне корректно и совершенно не вынужденно пожертвовал качество за пешку, после чего был вынужден спасаться, что, впрочем, ему легко удалось.
1970 - Ровинь/Загреб, а не Белград.
На мой взгляд, в целом у Вас оценка борьбы несколько субъективна в пользу Корчного. Но, бесспорно, по итогу сыгранных партий и по характеру позиций Корчной не уступал Фишеру.

Эрудицией? Да Вы шутите,

Счет: 3

Эрудицией? Да Вы шутите, господин комментатор...

Алексей, я всего лишь любитель, принципиально не использующий шахматные базы (за исключением, в редких случаях, неполных интернет-ресурсов наподобие chessgames.com) и ни-ког-да не анализирующий партии на движках, которых попросту избегаю.

Без малого двадцать лет, прошедших со времен знакомства с лучшими партиями Фишера, успели вымыть из памяти какие-то детали даже ключевых поединков, но визуально все выглядело именно так.

И Фишер, и Корчной, комментируя стокгольмскую, первую их результативную битву, сходятся в том, что белые упустили преимущество, полученное после дебюта за счет пары слонов и более богатых возможностей в центре. Оба они указывали возможность уравнения за черных незадолго до критического момента и оба же приводили варианты, завершавшиеся равными шансами в позиции непосредственно перед фатальным цейтнотным прыжком ферзя на Анна-один. Если компьютерный анализ, проведенный в 2016 году, доказывает их заблуждение - что ж, я буду не первым, кто об этом узнал.

В четвертом круге Кюрасао гроссмейстеры избегали серьезных ошибок, но комментаторы по горячим следам указали две-три поспешности Корчного, не позволивших ему побороться за осязаемый, суливший победу перевес.

Что до турнира Ровинь - Загреб - разумеется, Вы правы, я ошибся, хотя достаточно знаю историю шахмат в их докомпьютерную эпоху. Тот самый турнир, где Фишер сыграл знаменитую партию с Миничем, упустившим шанс пожертвовать коня на е6 и пересчитанным в дальнейшей борьбе. Кажется, там случилось и чудесное спасение без качества с тогда юным, а ныне покойным Брауном. Сбил с толку "Матч Века", проведенный в Белграде, и состоявшийся там же чемпионат мира по блицу. Тот, где Таль вместо полутора очков получил от Фишера ноль, а Корчной стал тем единственным, кто не уступил в микроматче.

Благодарю за рецензию.

Причем шансы Корчного

Счет: 4

Причем шансы Корчного представляются куда выше шансов Геллера, хотя у того самый лучший счет против Фишера - 5:3. Фишер его просто нокаутировал на межзональном. Неустойчив психологически оказался Геллер.

И опять возвращаясь мыслями к матчу 1972 года - с Корчным у Фишера так не прокатило бы.

Вроде, у Спасского был счёт

Счет: 1

Вроде, у Спасского был счёт 3:0 до матча.
Возможно, если бы Корчной сыграл матч с Фишером, то его дальнейшие шахматные успехи могли бы и не последовать.
Если ориентироваться (по результатам) на сравнительную силу игры Фишера с современниками на пути к чемпионству, то скорей всего, до Каспарова ни у кого не получилось бы сыграть с Фишером матч на равных. Наверняка он продолжал прогрессировать и после матча со Спасским, и продолжил бы ещё какое то время.
Вобщем, невыигрыш у Карпова продлил Корчному годы жизни (по его мнению, во всяком случае), а то, что не состоялся матч с Фишером, продлило ему годы успешной жизни в шахматах.

Я сомневаюсь,что Смыслов в

Счет: 0

Я сомневаюсь,что Смыслов в 1948 году был сильнее Решевского и Кереса.

Не был. Ну и что?

Счет: -2

Не был. Ну и что?

Смотрите также...