Голландия готовится к очередному шахматному фестивалю в Вейк-ан-Зее. Организационный комитет объявил, что 7 января по договоренности с Управлением железных дорог страны на маршруте Амстердам – Венло (и обратно) в поездах будут открыты специальные шахматные купе. В течение целого дня в них можно будет сыграть партийку-другую, для любителей блица заготовлены часы.
Венло находится на границе с Германией, но не следует думать, что это длительное путешествие: Голландия - маленькая страна, и время в пути только два часа. Тем не менее организаторы фестиваля в Вейке (и железнодорожники) с интересом ждут, чем закончится этот эксперимент.
Другая новинка - два тура на выезде - сохранится. Но если в этом году гроссмейстеров принимал амстердамский Рийкскмузеум и Технический университет Эйндховена, в январе следующего участники главного турнира отправятся в Роттердам и Гаагу.
Директор турнира Йерун ван ден Берг рассказал, что желающих принять шахматистов было предостаточно и выбор сделать было непросто. Не думаю, однако, что гроссмейстеры приветствуют ранние вставания и выездные туры, но громкое паблисити в этом году не осталось незамеченным для спонсоров, а кто заказывает музыку – знают все.
Первый выезд состоится 15 января в Роттердам - крупнейший порт Европы. Здесь будет сыгран пятый тур - в здании, которое так и называется - «Роттердам». Здание было построено чуть больше года назад по проекту известного архитектора Рэма Коолхааса.
150-метровый колосс, в котором располагаются офисы, апартаменты, гостиница, кафе и рестораны, расположен неподалеку от другого чуда архитектуры – знаменитого моста Эразма.
Вы видите, что «Роттердам» - не единственное модерное здание. Город пострадал во время войны как никакой другой, а центр его был совершенно разрушен от жестоких бомбардировок немецких Люфтваффе. В память о погибших под бомбами в 1951 году в Роттердаме был открыт замечательный памятник Осипа Цадкина.
Десятый тур состоится в субботу 21 января в Гааге в здании «Ньюспоорт». Здание находится совсем рядом с местом, где заседает голландский парламент: «Бинненхоф».
Средневековый дворцовый комплекс из красно-коричневого кирпича расположен на острове в центре озера и является одним из самых красивых в Нидерландах.
В здании «Ньюспоорт» проходят дебаты политиков и журналистов, выставки и конференции, семинары и презентации. Каждую пятницу во второй половине дня здесь проводятся пресс-конференции премьер-министра Нидерландов. Голландия – королевство, но роль заступившего на свою должность в прошлом году короля Виллема-Александра больше церемониальная, и премьер-министр является фактически главной фигурой в государстве.
На вопросы отвечает нынешний премьер-министр страны Марк Рютте. Можно подумать, что пресс-конференция проходит в Вейк-ан-Зее. Это не так: просто задник имеет такой же фон, что и зал «де Мориаан», где проводится шахматный турнир.
На встречу с журналистами, как, впрочем, и ежедневно на работу Рютте ездит на велосипеде.
По традиции самый последний вопрос на пресс-конференции задает Юлиус Фисягер. Юлиус издает уникальную газету: он одновременно главный редактор, журналист, фотограф, издатель и распространитель газеты, которую пишет от руки. Затем журналист делает копии рукописной газеты и лично обходит кафе и клубы, предлагая свою продукцию. Купить ее «официально» можно только в Амстердаме и только в книжном центре «Атенеум».
Вот уже на протяжении сорока (!) лет в самом конце пресс-конференции раздается голос ведущего: «Кажется, все вопросы уже заданы, теперь очередь Юлиуса Фисягера».
Вопросы, задаваемые Юлиусом премьер-министру, могут быть самые различные. Приведу несколько из пресс-конференций этого года.
«Господин Рютте, играете ли вы еще на пианино, и если да, то что именно?» (Юлиус сам пианист-любитель и нередко исполняет Шопена, Скарлатти, Шумана и Моцарта в амстердамских кафе и библиотеках).
Ответ премьер-министра: «Да, я играю время от времени. Что? Всё до 1915 года. Короче говоря, до и включая Дебюсси. Но это не значит, что я не слушаю музыку, написанную после этого периода...»
* * *
«Господин премьер-министр, вы все время говорите об экономике, о деньгах, откуда вы берете все эти деньги?»
Рютте: «Деньги поступают в казну как результат налогообложения. А планку налогов наше правительство держит на низком уровне...»
* * *
«Господин премьер-министр, знаете ли вы, что означает Мали?»
Рютте: «Мне знакомо Малифелд (большое травяное поле в Гааге - Г.С.), но что значит Мали, я не знаю...»
Юлиус: «Мали значит "носорог", господин премьер-министр, я только что прочел это в брошюре, изданной Информационной службой страны. Хотите я вам передам эту брошюру, она называется "За свободу и демократию в Руанде"».
«Спасибо. Все, Юлиус, издаваемое Службой информации, пересылается мне, так что я получу и эту брошюру».
«Нельзя ли зафиксировать ваш ответ в письменном виде, господин премьер-министр?»
«Разумеется. Вас удовлетворит несколько более краткое изложение..?»
Запись Марка Рютте: «Я не знал этого».
Отвечая на вопросы журналиста, представляющего только самого себя, премьер остается вполне серьезным, даже если порой и позволяет себе улыбку.
Неправильно было бы думать, что все вопросы Юлиуса имеют эпатажно-ернический привкус. Приведу еще пару, тоже заданные в этом году.
«Господин Рютте, вы едете в Россию. Эта поездка связана только с Олимпийскими играми или она носит и политический характер?»
«Я лечу с тем, чтобы поддержать наших спортсменов, но я непременно воспользуюсь возможностью, чтобы поговорить о правах человека».
* * *
Фисягер: «Господин Рютте, я хотел бы спросить, какую проблему вы на сегодняшний день считаете наиважнейшей?»
Рютте: «Экономика, исламский Халифат, но самая главная в настоящий момент – гибель малайского лайнера MH-17, в котором было почти двести граждан нашей страны».
Вы скажете, наверное, что подобное возможно только в помешавшихся на исполнении конституционных правил и законов странах Запада, где каждый знает свои права. Соглашусь. Более того, не исключаю, что подобная процедура возможна только в Нидерландах, выделяющихся во всём, касающемся ответственности избранников народа перед избирателями даже на фоне прочих европейских стран.
Но особенно заметен этот контраст в сравнении со странами, где профессия журналиста очень часто требует риска, постоянной оглядки, самоцензуры, а в большинстве случаев - вообще является продажно-презренным ремеслом, вполне оправдывающим определение журналистики как второй древнейшей профессии.
Юлиус Фисягер живет в Амстердаме, но каждую пятницу обязательно отправляется в Гаагу. Однажды я повстречал его в поезде, мы разговорились, и я поставил журналиста в затруднительное положение, спросив, почему в его газете отсутствует шахматная колонка.
Шахматные рубрики в «нормальных» голландских газетах сегодня посвящены Анишу Гири.
9 января на открытии турнира в Вейке Аниш будет вручать призы победителям соревнований, в которых участвовали команды гимназий всей страны. Совсем недавно Аниш сам был гимназистом и, уверен, может подтвердить, что гимназический курс не является синекурой, тем более, если ты совмещаешь его с серьезной работой над шахматами.
Успехи Гири впечатляют: он прочно обосновался в первой мировой десятке, и вся шахматная Голландия ожидает от него дальнейшего движения вперед. Сможет ли самый молодой участник побороться за первое место с чемпионом мира и другими титанами на турнире «Tata Steel 2015»? Узнаем об этом очень скоро.