Запись с пресс-конференции.
Корр: Вопрос к обоим игрокам. Как вы можете оценить свое выступление в этом турнире? Что удалось, что не удалось? Ваши комментарии по турниру в целом.
В.КРАМНИК: Что касается меня, то результатом я, конечно, недоволен. Это один из тех турниров, где первое место очень сильно отличается от всех остальных. И самой игрой тоже не очень доволен, при том, что были какие-то позитивные моменты и какие-то отдельные партии или их куски, которые я проводил очень хорошо. Но, к сожалению, я играл неровно, много зевал, и мне явно не хватило сил на весь турнир. Меня это немножко разочаровало. Хотя, с другой стороны, я уже все-таки немолодой, и понимал, что турнир будет тяжелый, длинный, напряженный. Я к этому готовился, но, к сожалению, не смог избежать связанных с усталостью грубых ошибок, которые бывают мне свойственны. Это меня, конечно, разочаровало.
Ш.МАМЕДЪЯРОВ: Я тоже перед турниром надеялся, что буду играть на победу. Но после третьего тура понял, что происходит что-то странное, и мне надо играть уже очень рискованно и что-то делать, чтобы бороться за первое место. После третьего тура я очень доволен своей игрой. Что касается результатов, то были очень важные моменты – вы это и сами видели. Были какие-то страшные зевки, и какие-то отдельные партии, например, с Карякиным, когда был цейтнот, да и с Владимиром первая партия. В этих партиях я как-то плохо вышел из дебюта. Не могу сказать, что мне повезло или не повезло, я просто такой человек, что смотрю на все это немного по-другому. Когда я выигрываю партию или турнир, я никогда не говорю, что мне сегодня повезло, – я говорю, что я выиграл партию. Значит, когда я проигрываю, надо думать то же самое: играл хорошо – выиграл, плохо – проиграл. Наверное, эта мысль мне и помогала в том, что после каждого поражения я опять начинал играть на выигрыш и забывал, что были какие-то зевки. Так что думаю, что своей игрой я все-таки доволен, особенно после третьего тура, потому что я играл рискованно и в те шахматы, которые я люблю. Но до третьего тура, конечно, был просто ужас!
В.КРАМНИК: Я добавлю. Мне кажется, что Шахрияр неправ: у него нечемпионский подход. Я вспоминаю некоторых чемпионов мира, и у большинства из них совершенно другой подход. Когда им везет – это нормально. Когда они, скажем, проигрывают выигранную позицию – то это невезение, а когда выигрывают проигранную – то это абсолютно нормально. Я заметил, что у многих чемпионов подход именно такой, в том числе и у нынешнего, как мне кажется. Поэтому тут еще надо работать Шахрияру...
Ш.МАМЕДЪЯРОВ: Ну, я пока не чемпион мира все-таки.
В.КРАМНИК: Может, из-за этого. Когда станешь чемпионом мира, подумай над этим.
Корр: Вчера на пресс-конференции Вишванатан Ананд сказал, что в Лондоне вы морально его поддержали, и он решил все-таки играть в претендентском турнире. И мы еще смеялись по этому поводу: не пожалеет ли Крамник о том, что поддержал его. Еще я хотела бы заметить, что и Сергей Карякин попал в этот турнир, благодаря вашему выступлению на Кубке мира. Не думали ли вы о том, что вы где-то как-то сами сформировали состав на турнир?
В.КРАМНИК: Мы действительно говорили в Лондоне, и Виши тогда еще сомневался, а ему посоветовал играть, потому что я и правда считал, что у него есть шанс, и я ему это сказал. Дело в том, что мы – одно поколение, у нас хорошие взаимоотношения, и у меня нет какого-то чувства соперничества, хоть он меня и обыграл в матче на первенство мира. Я действительно очень рад за него здесь. И в любом случае, должен сказать, что я просто не наиграл на первое место. Не он, так кто-нибудь другой бы выиграл. Я должен признать, что я мог выиграть этот турнир только случайно. Поэтому не думаю, что это я на свою голову ему насоветовал, я рад за него. А что касается моего места в турнире, то я должен сам лучше играть и исправлять свои же ошибки. Поэтому все закономерно.
Также я рад, что Виши смог преодолеть тот кризис, который у него был в последние годы – он не выигрывал турниры, все его похоронили. Я также считаю, что у него есть шансы выиграть матч на первенство мира. У меня самого был похожий кризис, поэтому я прекрасно понимаю, что с ним происходило.
КОРР.: Все, кто играл турнир в Лондоне и этот турнир, невольно будут сравнивать свои результаты и ощущения. Не могли бы вы сравнить свои ощущения в Лондоне и здесь? Почему там удалось так хорошо сыграть во втором круге, и почему здесь он оказался провальным? Связано ли это как-то с формой? Может, там были другие соперники, может, мотивация, может, сумасшедшая борьба с Карлсеном?
В.КРАМНИК: Мне кажется, что в Лондоне у меня было просто побольше сил и энергии. Я вообще считаю, что играть первенство мира каждый год – это трудновато. Да и вообще у меня был очень напряженный год, после Лондона я очень много играл. Я уже говорил, что в этом году сыграл больше партий, чем за всю свою шахматную карьеру. Так что год у меня был тяжелейший и, к сожалению, мне не хватило какой-то именно нервной энергии – потому что физически я неплохо себя чувствовал, – чтобы полностью восстановиться и играть со свежими силами. Этот турнир, с 14-ю турами, с таким количеством соперников, требует огромного количества сил. Мне, к сожалению, не удалось накопить эти силы за этот промежуток времени. Я уже говорил, что отказался от всех турниров в последние два месяца, просто чтобы накопить силы, но времени не хватило. Если бы турнир проводился еще спустя пару месяцев, я уверен, что сыграл бы гораздо лучше. Но так получилось. Плюс в Лондоне ко мне иногда стала поворачиваться лицом удача – это тоже довольно важный фактор. На самом деле, разница между хорошей и плохой формой часто бывает от одного хода: где-то пошло или не пошло, где-то повезло, где-то пошел, что называется, какой-то прорыв. Так у меня было в Лондоне. Я бы не сказал, что намного лучше играл там, чем здесь. Может быть, вообще не лучше. Но в какой-то момент произошел прорыв, мне как-то чуть-чуть повезло – и пошло-пошло-пошло. А здесь, к сожалению, какие-то зевки. Основная разница именно в этом. Я не вижу какой-то громадной кардинальной разницы в чем-то другом, но вот эти два фактора были определяющими в этой разнице результатов.
КОРР.: Спасибо огромное за то, что вы приходили каждый день после партий в пресс-центр и делились своими комментариями и мыслями!