Тренер всегда прав. Даже когда неправ (?)

Время публикации: 05.02.2013 19:27 | Последнее обновление: 05.02.2013 19:32

Вы не глядите, что Сережа все кивает,
Он соображает, он все понимает.
А что молчит - так это от волненья,
От осознанья, так сказать, и просветленья.
В.Высоцкий

Выигрывает команда – проигрывает тренер

37 лет работаю тренером, но лишь сейчас, «благодаря» конфликту в женской сборной, смог постичь глубокий смысл этой прописной истины. Команда тренера Рублевского победила на Олимпиаде, но Сергей умудрился подпортить отношения с двумя лидерами - значит, проиграл. Выходит, надо выбирать - ты или команда.

Хочешь сохранить КОМАНДУ - должен уйти. Хочешь остаться - должен кого-то уволить. А отсюда и прямо противоположный вывод: выигрывает тренер - проигрывает команда.

Тренеры приходят и уходят – команда остается

Еще одна расхожая фраза. Не счесть случаев в футболе (хоккее), когда высокооплачиваемый игрок рулит судьбой тренера. Но там он один из одиннадцати. В шахматной сборной две Косинцевы - не просто полкоманды, они её ОСНОВА. И с позиции командных интересов - важнее тренера, так как на эту роль готовились добрый десяток  лет.

«Команда Косинцевых» покажет результат при любом тренере. А без них (?) - вряд ли.

Тот самый случай, когда сталинская формула «нет незаменимых людей» не работает.

Бунт на корабле и общественное мнение

Чувствую, обсуждение вопроса «кто виноват» и «что делать» разведет на два лагеря не только простых болельщиков, но и российскую шахматную элиту. Вот и мое обывательское «я» расколото надвое. Тренерская солидарность с Серегой Рублевским, которого уважаю за открытый характер и веселый нрав. А обостренное чувство человеческого достоинства - на стороне Нади и Тани.

Очень эмоционально отреагировал  на скандал в сборной Эдуард Львович Дубов. Самая мягкая его характеристика случившегося: «Что же за мужики такие пошли: сообща одолели двух девочек»!

«Детские» капризы

В образовательной системе принято считать, что увольнение проштрафившегося педагога в угоду школяра роняет авторитет школы. Возможно, но в спорте такая «ротация» спортсменов и тренеров вполне оправдана в угоду РЕЗУЛЬТАТУ. Не вижу смысла тратить  время на воспитание (перевоспитание) взрослых людей, их надо принимать такими, каковы они есть.

К тому же, неясно, кого надо воспитывать - «неправильных» Косинцевых, с трудом переносящих грубость, или «правильных» тренеров, исповедующих авторитарный стиль руководства?!

Видимо, тогда, осенью, под грохот фанфар кому-то показалось, что победный результат спишет всё... Ан нет, не списал.

Рублевский

Зная темперамент Сережи, могу предположить, что он перегнул палку во взаимоотношениях с сестрами. Вероятно, что-то помешало ему найти в себе силы и исправить ситуацию еще на Олимпиаде. Прояснить позицию, извиниться, посыпать голову пеплом…  Мало ли есть методов в арсенале зрелого мужа во взаимоотношениях со «слабым» полом? Возможно, сработали поведенческие стереотипы «начальник - подчиненный», «дембель – салага»?

Когда наши девочки вопреки обстоятельствам выиграли Олимпиаду, очень порадовался за них, а особенно за Сергея, сразу вошедшего в курс дела. Тогда еще подумалось, что фраза «выигрывает команда – проигрывает тренер» не про него.

И лишь сейчас, через несколько месяцев после турецкой виктории понял, что едва наметившийся конфликт был загнан вглубь.

Знаю Сережу с детства как человека живого, общительного... и умного. Уверен, предположи он такой поворот событий, ни за что не пошел бы на конфронтацию.

Думаю, он не припомнит в свою бытность игроком «Хорды» (а мою - тренером) ни одного случая разноса игроков за результат партии, матча или турнира.

Опасный прецедент

Сложившаяся ситуация - оселок для начальства РШФ, на проверку их профессиональных и человеческих качеств.

Пойти «на поводу» у Косинцевых - значит, создать опасный прецедент. Показать населению (шахматному), что и начальник бывает неправ.

Но тем самым сохранить лицо.

Пойти против Косинцевых - значит, показать кто ГЛАВНЫЙ.

В этом случае «потеря лица», среди думающей части шахматистов, обеспечена.

«Других воспитывать – себя перевоспитывать»

Еду в поезде на Moscow Оpen и между занятиями с ученицей пишу эти заметки. Спросил её, что она думает по поводу ситуации вокруг сборной и поведения тренера? Та простодушно ответила, что ничего страшного, можно и потерпеть, со всяким случается – «тренер тоже человек». Пахнуло толстовским непротивлением злу насилию.

Вспомнил Галю Струтинскую. Как-то после проигрыша «Шышматами» решающего матча «Финеку» она сказала, что следовало бы устроить разбор полетов и отчитать команду. Ответил ей, что язык не поворачивается ругать взрослых людей и женщин. Выше той меры ответственности, которую они сами себе назначат, ничего не придумаешь. Тем не менее, её я понимаю, Галя играла еще при Советском Союзе, и такие взаимоотношения тренера и игрока были естественными. С новым поколением командно-административные методы проходят с трудом, воспитание другое и люди разные, яркий пример тому Косинцевы.

Заниматься воспитанием взрослой команды - неблагодарное дело. Проще воспитывать талантливых детей, таких, к примеру, как Саша Горячкина… Но и их - до поры-до времени, пока не повзрослеют и не пошлют…

Время коллективных вздрючек и базарного разбора полетов безвозвратно уходит. Жаль, если этого не понимают тренеры сборной, в общем-то, еще очень молодые люди.

Тренер - не лесоруб, он - прежде всего ПЕДАГОГ! Современное тренерство - это искусство, но для некоторых баланс на грани фола. Только на уважении спортсмена как ЛИЧНОСТИ может строиться работа с взрослыми людьми.

Признаюсь, иногда и сам не прочь «зажечь публику» пламенной речью в стиле легендарного Василия Ивановича. Но только на самом мелком уровне, с детьми от 9 до 13-ти. А дальше, извините, не катит – кризис переломного возраста.  У подростка формируется характер, происходит становление личности. Пора переходить к демократическим формам общения. И как учитель я хочу, чтобы ЭТА ЛИЧНОСТЬ росла свободной. Настоящему гражданскому обществу не нужны люди, воспитанные в рабской покорности.

Дети - наше будущее

В связи с демаршем сестер, руководство сборной неожиданно озаботилось латанием дыр и вспомнило о детях.

Е.Бареев: "Перед тренером юношеской сборной Михаилом Кобалия будет поставлена задача форсировать подготовку ближайшего резерва с тем, чтобы девочки, которым сейчас 12-14 лет, за три-четыре года набрались опыта и мастерства и готовились к выступлению за главную команду".

Всего лишь благое пожелание. Ну, будут их готовить еще 5-10 лет, без гарантии. При этом надо еще и взрослых конкуренток потеснить.

А есть еще и девушки, которые старше Горячкиной и хуже её играют. Так те и вовсе не имеют никакой перспективы на попадание в сборную. На повестке дня подготовка 10-11-летних. А это ж сколько ждать придется?!

Галлямова… - опять!

А коли все так сложно, возникает вопрос, почему бы не привлечь в команду Алису Галлямову.

Е.Бареев: "Определение состава – это прерогатива старшего тренера женской сборной. С Алисой Михайловной возникают вечные транспортные проблемы, а главное – она давно не занимается шахматами, почти отошла от практической игры. Я видел ее в списке участников «Аэрофлот-опена», но это все-таки турнир по быстрым шахматам. А так она по полгода не играет, и привлекать ее в команду довольно рискованно".

Непозволительная роскошь, не имея длинной скамейки, разбрасываться игроками уровня Галлямовой. Алиса пока сильнее Оли, Насти и Саши, это данность.

Приглашать её в сборную накладно для начальственного имиджа. Ей нельзя порулить, загнать на сборы. У нее на все свое мнение. Такая независимость может негативно повлиять на команду. Публика (игроки) поймет, что сидение на сборах необязательно. Исчезнет еще один крючок управления людьми, зацепка для тренера.

Куда пойти, куда податься

Выбрать, по какому пути должно идти развитие сборной команды, взять на себя ответственность за курс может только один человек (не съезд же). Его зовут А.В.Дворкович. И в этом вопросе он не может передовериться ни Левитову, ни Барееву, ни Рублевскому. Но, похоже, Аркадий Владимирович уже сделал свой выбор. Интервью Бареева не могло быть опубликовано на официальном сайте РШФ без согласования «с верхами».

Никакие меры «педагогического» воздействия на «раскольниц» (отчисление, лишение довольствия) не снимут с руководства российских шахмат ответственности за конечный результат(ы) команды. Российская сборная существует не для тренеров или функционеров федерации, а для СТРАНЫ.

Креативность

«Больше позитива», написано на аватаре Постовского в скайпе. Неслучайно в его командах всё было комильфо.

Ты ж там играл, «скажи, Серега».

P.S.
Приехал, увидел, почитал, что пишут… Понял, многое прояснилось за те два дня, что был в дороге. Всё равно решил ничего не править. Не беда, что мысли, посетившие мою голову, были высказаны и другими. Значит, и я что-то «понимаю в позиции». 

Единственно, не могу оставить без внимания реплику председателя правления РШФ: «На шантаж буду реагировать жестко».

Охолонитесь, любезнейший. Какой шантаж? Всего лишь попытка отстоять ПРАВО НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ к себе!


  


Смотрите также...